Небо Шри-Ланки
Небо Шри-Ланки
Могучая архитектура ночи!
Арсений Тарковский
Остров Шри-Ланка, расположенный к югу от Индии, находится достаточно близко от экватора и является весьма подходящим местом для изучения объектов южного неба. Остров пересекает шестая параллель: южная точка Шри-Ланки (мыс Dondra) расположена на 5.9 градуса с.ш.
Время поездки было выбрано с учётом климатических условий, характерных для южной части Ланки. Остров имеет резкую климатическую зональность: сухая погода на восточном побережье летом (Тринкомали, Баттикалоа) означает муссонные дожди на западе (Коломбо, Хиккадува). Статистика метеонаблюдений по г. Галле давала хороший прогноз на сухую погоду в январе-феврале. На время поездки (первая неделя января 2012) молодая Луна заходила рано и не мешала наблюдениям. Расчёт оправдался: за 10 дней поездки 7 ночей были абсолютно ясными, и лишь позже пришла пасмурная погода со сплошными облаками и редкими дождями. Что касается сцинтилляции звёзд, она была значительной вечером, но заметно успокаивалась к полуночи. Высокая влажность также не помешала наблюдениям и не повредила оптике и электронике телескопа.
Выбор места базирования производился по следующим основным критериям: 1) южная часть побережья и отсутствие засветки, особенно - в направлении на юг; 2) открытый морской горизонт; 3) прочие условия.
После изучения ряда вариантов было принято решение остановиться в деревне Dikwella. Это - небольшая деревня в 20 км. к востоку от г. Matara. Удалённость этой деревни от основных очагов засветки юго-западного туристического побережья должна была обеспечить (и обеспечила) хорошее качество неба. Правда, добираться до этой глубинки не слишком близко: дорога от Коломбо на машине заняла более 2 часов. Дешевле и удобнее, пожалуй, было бы доехать на поезде из Коломбо до Матары (около 3 часов).
Туристов в деревне Диквелла совсем немного, и отель Dickwella Resort, в котором мы остановились, был единственным более или менее крупным. В части удобства для астрономических наблюдений он оказался исключительно подходящим. Территория отеля расположена на мысу между двумя пляжами, что обеспечивает открытый морской горизонт на юг (океан до самой Антарктиды), на восток и на запад (где, правда, до высоты ок. 10 градусов видно неяркое зарево от городов Матара и Галле).
В первый же день по прибытию я обошел территорию на предмет выбора места для установки телескопа (короткий ахромат Meade ETX-80). Было приятно увидеть, что в самой выгодной точке с панорамным видом на юг (слева за зданием ресторана) уже установлена беседка, а в ней – стол (вот место для окуляров, атласа и прочего) и пара легких кресел. Вокруг этой части отеля расположен невысокий бетонный парапет, ниже которого - пляж: места для установки телескопа более чем достаточно. Сверх того, на крыше главного здания отельного ресторана имеется большая открытая терраса, где можно наблюдать всю ночь. Освещение на территории отеля выключают в 23.00.
Окрестив эту точку «южной обсерваторией», я позаимствовал из беседки кресло и начал наблюдать в самом лучшем расположении духа. Жаркими зимними ночами на широте Шри-Ланки можно увидеть, пожалуй, «самые вкусные» объекты южного неба. Сразу после коротких сумерек низких широт (восход/заход Солнца – около 6 часов утра/вечера круглый год) сервировалось «фирменное блюдо низких широт» - молодая Луна рогами вверх. Вечер начался так: Орион, стоящий высоко на угольно - чёрном небе (М42 выглядит невероятно даже в 80-мм телескоп), Большой Пёс и далее к югу.
Первую половину ночи пришлось потратить не столько на наблюдения объектов, сколько на астрогнозию - «расстановку опорных столбов в незнакомых небесах». Мы, ЛА средних широт северного полушария, имеем, можно сказать, выгравированную в сознании карту нашего неба; поэтому в первое время приходилось усмехаться – мол, все созвездия перекошены, Большая Медведица вверх дном низко над севером, Орион как-то дыбом, а ниже его – вовсе не близкий горизонт, а «открылась бездна, звезд полна». Зрелище неожиданно распахнувшихся чужих небес, незнакомых созвездий, роящихся ярчайшими огнями, ошеломляет. То и дело приходилось мне «хвататься за Орион». Словно австралийский абориген, идущий вдоль «линии песен», я начинал мысленно тянуть веревки от звезды к звезде, создавая, обрисовывая, формируя в памяти контур созвездий, медленно продвигаясь вниз, за Большого Пса, в эту незнакомую небесную землю, в огромную сверкающую область, когда - то бывшую кораблём Арго. Дорожная карта - атлас южного неба. Киль, Корма, Паруса, Компас; Ахернар на юго-западе; снова к Ориону; казалось, что я строю дорогу на юг от столицы - Канопуса, продираясь через джунгли незнакомых солнц и расставляя знаки на перекрестках; вот здесь, от Киля, влево уходит трасса на восток, в земли Креста и Центавра, вправо – магистраль через Живописца, Золотую Рыбу, Сетку, до маяка Ахернара, линия к Магеллановым облакам; словно альпинист, идущий по вертикальной небесной стене, я медленно двигался в ночи, держась одной рукой за белый огонь Альфы Киля, а другой - за горячий оранжевый шарик Аль Сухейль. Трассы, пересечения; опорные маяки южной ночи. Огни мерцали над чёрным океаном, словно тысячи миров у этих населённых солнц говорили по дальней связи через неизмеримые бездны.
Ночь переваливает за полночь; ближе к трём часам на востоке, слева от Арго, поднимается созвездие, которое, перефразируя Арсения Тарковского, можно назвать «немыслимое чудо Южного Креста». Действительно, его чёткая, выразительная форма производит впечатление. Очень хороши его двойные звезды – широкая оптическая Гамма Креста и (тройная) Акрукс с далеко отстоящим компонентом С; на большем увеличении разделяется и пара А-В.
Интереснейший, и широко известный объект в Южном Кресте - рассеянное скопление Шкатулка драгоценностей, или Каппа Креста,- видно невооруженным глазом несколько ниже Беты CrA. Скопление очень невелико по угловому размеру и компактно: на обзорном увеличении 20х оно выглядит невыразительно, цвета звёзд также неярки. Увеличение 50-90 лучше раскрывает его структуру, проявляется цвет оранжевого гиганта в центре скопления; представляется, что для полного раскрытия красоты этого объекта нужно применять апертуру больше 100 мм и увеличение 100х и более. Пронаблюдав этот объект, оглядел созвездие Мухи ниже Южного Креста, и оно неожиданно понравилось мне: чёткое, маленькое, и, действительно, чем-то похоже на муху. Посмотрел и на скопление Южные Плеяды: конечно, оно меньше и совсем не так выразительно, как Плеяды северного полушария.
Дорога влево и чуть вниз - продолжение горизонтальной перекладины Креста – приводит к двум ярчайшим звёздам южного полушария, одна из которых - Альфа Центавра, не нуждается в представлении. Ярко- жёлтая, внешне подобная Капелле, она резко контрастирует по цвету с голубой Адженой, расположенной поблизости. Для того, чтобы разделить два компонента Альфы Центавра, десятикратного бинокля оказалось недостаточно; звезда вполне уверенно разделилась в 80- мм телескоп на увеличении 50х, а на 80х выглядела еще лучше. Здесь нужно сказать, что угловое расстояние между компонентами системы сейчас близко к минимуму и составляло (в 2011 г.) около шести секунд дуги.
Около чётырех часов утра, одним махом перескочив через весь греческий алфавит, телескоп развернулся от Альфы к Омеге Центавра. «Ох ты, да эта штука размером с Луну»,- подумалось мне, когда в поле зрения вплыл исполинский звездный шар. Огромное – нет, прямо-таки подавляющее своими размерами шаровое скопление; несколько, как мне показалось, рыхлое по сравнению с общеизвестными М13 и М4, истинный «король шаровиков»; даже в скромный 80 –мм инструмент это зрелище надолго приковывает взгляд, заставляя сожалеть лишь о том, что под рукой нет более апертурного телескопа.
Ошеломляющая ночь подходит к концу. Шри-Ланку выносит к рассвету. Уже высоко над юго-востоком стоит Волк, по своим очертаниям чем-то похожий на маленького Ориона; звёзды Креста растворяются в синеве; Скорпион тянет за собой зарю. Меркурий, отлично видимый даже без бинокля на востоке розовеющего неба, завершает программу наблюдений. Усталость берёт своё: перед глазами стоит двойное жёлтое пламя Толимана, сияющие контуры познанных созвездий, и «эта штука размером с Луну». Короткий рассвет; остается немного задержаться, поглядеть на просыпающийся океан и сказать «доброе утро» дневной звезде.
***
Подводя итог поездке на Шри-Ланку, я могу спокойно порекомендовать юг острова для общего ознакомления с «сокровищами юга». Конечно, нужно учитывать, что для «глубокого погружения» нужно забираться дальше в южное полушарие. Тем не менее, мне вполне удалось совместить отдых на море, ознакомление с прекрасной культурой, роскошной природой Шри-Ланки и астрономию. Из практических рекомендаций могу дать следующие.
Очень желателен бинокль, лучше – широкоугольный, скажем, 7х35 или 8х40. Я брал с собой недорогой 10х50 и обнаружил, что для «фиксации» линий созвездий нужно большее поле зрения. С другой стороны, в 10х50 хорошо рассматривать уже изученные участки. Нужен звёздный атлас, и лучше - среднего/большого формата. Работать с карманным изданием было неудобно. Кроме атласа, я пользовался программой - планетарием RedShift на Ipod touch 4. Программа хороша. Тем не менее, работа с маленьким экраном медиаплеера утомляет зрение (даже в ночном «красном» режиме); кроме того, батарея, как правило, истощалась за 4- 5 часов. Представляется, что планшетный компьютер будет намного удобнее. Очень поможет изучение звездных карт перед поездкой на юг, что упростит отождествление созвездий. Нужно знать, что через области «Киль – Корма – Паруса - Компас» и «Южный Крест-Центавр» пролегает Млечный Путь; они насыщены яркими звездами, из которых поначалу нелегко выхватить что-либо вразумительное, кроме того же астеризма Креста, пары Толиман-Аджена, Канопуса.
Из наиболее широко известных объектов южного неба мне не удалось пронаблюдать 47 Тукана и Магеллановы облака. Эти объекты наблюдаются в январе только вечером в западной части неба, и на широте Шри-Ланки стоят низко над горизонтом. Что касается Магеллановых облаков, то я обшарил в бинокль всю область неба, где расположены БМО и ММО, но их небольшая поверхностная яркость и поглощение у горизонта не позволили их найти. Туманность Угольный Мешок, напротив, наблюдалась вполне уверенно. Забегая вперед, скажу, что эта темная туманность выглядит куда более убедительно из южного полушария. Неудивительно, что я однажды даже перепутал её с облачком; это было позже, под небом Занзибара; о поездке туда речь пойдёт в следующей части повествования.
Чистого (южного) неба!
9 Comments
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new account
Sign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now