телескоп 6 до 10 дюймов Космический вызов: NGC 2438

M46 в Корме — одно из моих любимых рассеянных скоплений, оно поражает взгляд практически в любой телескоп. Более 500 звезд втиснуты в область размером всего в один лунный диаметр, формируя одно из самых тесных скоплений зимнего неба.

M46 было обнаружено Шарлем Мессье 19 февраля 1771 года, всего через три дня после того, как он опубликовал первое издание своего каталога, включавшее записи от M1 до М45. О своей новой добыче Мессье написал: «Скопление очень маленьких звезд между головой Большого Пса и задними ногами Единорога; эти звезды нельзя увидеть без хорошего рефрактора». Но когда 19 марта 1786 года Уильям Гершель взглянул на M46 через свой рефлектор 18,7 дюйма, он увидел кое-что еще, что Мессье не заметил или обошел вниманием, нечто парящее среди звезд скопления к северу от центра группы. Вероятно, он подумал про себя: «Это вовсе не звезда. Это крошечный световой диск». Гершель включил находку в свой каталог как H-IV-39, 39-ю планетарную туманность, но сегодня мы знаем ее под названием NGC 2438.

all_sky_map.jpg.4d9ded93dd889d0c621c9383

Выше: вечерняя звездная карта из книги Star Watch Фила Харрингтона

chart.jpg.605eb3d9861b72258ce6cd400083bb

Выше: поисковая карта рубрики «Космический вызов» этого месяца из книги Фила Харрингтона Cosmic Challenge: The Ultimate Observing List for Amateurs.

NGC 2438 выглядит так, будто принадлежит M46, однако на самом деле она намного ближе к Земле. Последнее исследование расстояния до NGC 2438 было проведено в прошлом году. В статье под названием Searching for central stars of planetary nebulae in Gaia DR2  [Astronomy & Astrophysics. 616] авторы Н. Чорней и Н. Уолтон изучали второй набор данных с космического корабля Gaia. Gaia — астрометрический космический аппарат Европейского космического агентства, разработанный для измерения положения, расстояний и передвижений звезд с беспрецедентной точностью. Согласно их исследованию расстояние до NGC 2438 составляет 1376 световых лет.

В исследовании 2013 года The Open Cluster NGC 2437 (Messier 46)  [Publications of the Astronomical Society of the Pacific, Volume 125, Number 924] автор Т.Дж. Дэвидж установил, что M46 расположено в 4660 световых годах от Земли.

Более ранние исследования, приведшие к такому же выводу о разных расстояниях, сравнивали спектр планетарной туманности со спектрами звезд в M46. Они показали, что и M46, и NGC 2438 удаляются от Солнечной системы, но с разными скоростями. Если бы планетарка и скопление были физически связаны, они двигались бы в космосе с одинаковой скоростью.

M46 и NGC 2438 легче всего найти, опустившись на 5° южнее альфы (α) Единорога 4-й величины, самой яркой звезды в созвездии Единорога. Попытка найти эту звезду — сама по себе сложная задача, особенно в условиях неидеального неба. К счастью, линия, проведенная от Сириуса [альфы (α) Большого Пса] через гамму (γ) Большого Пса на 11° к востоку, укажет прямо на альфу Единорога. Следуйте вдоль линии, используя бинокль или искатель, а затем сместитесь южнее, чтобы найти M46 внутри тонкого треугольника из звезд.

Кстати, на западном краю треугольника, всего в 1½° к западу от M46, вы найдете еще одно рассеянное скопление, М47. Оба скопления образуют впечатляющую пару в бинокль или телескоп с широким полем зрения. Но, опять же, в космосе они находятся вовсе не рядом друг с другом. M47 расположено в 1624 световых годах от нас.

photo.jpg.d35e7b907e491d87ac63e1d67d621c

Источник и права: Адам Блок / Mount Lemmon SkyCenter / Аризонский университет, CC BY-SA 3.0 US, через Wikimedia Commons

Но каким бы впечатляющим ни был этот вид на низком увеличении, потребуется как минимум 150×, чтобы отличить NGC 2438 от рядовой звезды скопления. Сконцентрируйте внимание на звездах в северной части скопления, ждите появления крошечного, мягко светящегося диска зеленоватого света. Это будет планетарка 11-й величины. На 203× в мой 8-дюймовый (20-см) рефлектор с установленным фильтром O-III кольцевидная форма туманности отчетливо видна и выглядит слегка овальной. При удалении фильтра и использовании бокового зрения внутри кольца появляется звезда 13-й величины, немного смещенная к северо-западу от центра. Однако не обманывайтесь, считая, что видите прародительницу туманности. Настоящая центральная звезда NGC 2438 едва достигает блеска 18. Тусклое солнце, которое мы наблюдаем, скорее всего, является далеким членом M46. Еще одна звезда M46, точка 11-й величины, касается юго-восточного края туманности.

sketch.jpg.433f6d78bebdd9ebfb3c9289d5539

Выше: NGC 2438 словно парит среди звезд M46 на этой зарисовке, сделанной через 8-дюймовый (20-см) рефлектор автора на 203×.

Удачи со сложным объектом этого месяца! Обязательно опубликуйте свои результаты в обсуждении этой статьи здесь или на форуме.

До следующего месяца, и помните, что половина удовольствия — это азарт охоты. Игра началась!

2 пользователям понравилось это