• записей
    110
  • комментариев
    16
  • просмотра
    23 502

В спальне бога

Uraniya

683 просмотра

Оригинал взят у userinfo_v8.svg?v=17080?v=177.1ralphmirebs в В спальне бога



Буквально вчера, 02 июня 2015 года, исполнилось 60 лет колыбели мировой космонавтики и крупнейшей отечественной космической гавани - космодрому Байконур. За эти годы на его территории было испытано множество разнообразных космических аппаратов, вершиной которых стала система "Энергия-Буран". Но история выбрала свой путь и проект умер в младенчестве.

Более двух десятилетий назад, в последний раз закрылись тяжёлые сдвижные двери МЗК - монтажно-заправочного комплекса, отрезав от манящего звёздного неба два орбитальных космических корабля. Есть лёгкая ирония в том, что место рождения тех, кто должен был бороздить космические просторы, стало им усыпальницей и склепом.

0_cbbe0_8c8d737c_orig.jpg


Монтажно-заправочный комплекс едва ли ни самое большое здание на территории космодрома Байконур. Его спроектировал ижевский институт «Прикампромпроект». Длина сооружения 132 метра, а высота 62. С торцов расположены так называемые откатные сооружения – попросту огромные сдвижные ворота. Самые большие из них обладают размерами 42 на 36 метров, достаточными для прохода "кузнечика" со связкой из ракетоносителя «Энергия» и с установленным на ней орбитальным кораблём.

0_cbc15_82cc1342_orig.jpg

0_cbc16_dc05aa25_orig.jpg


Несущие конструкции МЗК изготовлены из особой стали и должны выдержать давление ударной волны возникшей в случае возможного взрыва тяжёлого ракеты-носителя на ближайшей стартовой площадке.

По бокам к основному корпусу примыкают четырехэтажные пристройки, в которых размещается разнообразное оборудование для проведения тестов, организации вентиляции и электроснабжения.

Поскольку помещение, в котором происходила работа с орбитальным кораблём, не должно было содержать пыли, в нем искусственно создавалось повышенное атмосферное давление. Все двери, ведущие из корпуса в коридоры, являлись герметичными.

Под потолком двигались три поперечные кран-балки, каждая их которых обладает грузоподъёмностью в 400 тонн. Ещё выше их опутывает сложная система мостков под самой крышей, открывающая доступ к лампам освещения.

0_cbbd9_c149ccfa_orig.jpg

0_cbbda_51aef953_orig.jpg


В настоящее время внутри МЗК находятся два корабля, один из которых второй летный экземпляр "Буря", а другой технологический макет ОК-МТ для отработки предстартовых операций. Но, несмотря на то, что это макет, внутри и снаружи он выглядит как настоящий корабль. И тот и другой не в самом лучшем состоянии и из-за этого они взаимно дополняют друг друга.

0_cbbdb_6cac5568_orig.jpg

0_cbbdd_93f31eb4_orig.jpg


А теперь, давайте опустимся пониже и окинем взглядом весь зал. Над вторыми (малыми) торцевыми воротами находится великолепная обзорная площадка.

0_cbbde_a04689ea_orig.jpg

0_cbbdf_5e6c12e9_orig.jpg


Боковые стены МЗК увешаны десятками опускающихся или поворачивающих технологических платформ, оснащённых гидроприводами. Эти конструкции необходимы для проведения всевозможных работ на разных высотах, без прикосновений к теплозащитным плитам. Здесь же находятся пассажирские шлюзы-трапы для попадания на борт орбитальных кораблей.

0_cbbdc_c0cc77d3_orig.jpg

0_cbbe2_c481e3bd_orig.jpg

0_cbc09_36281d26_orig.jpg

0_cbc0a_5bad4ba8_orig.jpg

0_cbbe6_f829481b_orig.jpg

0_cbbfd_72198ed9_orig.jpg

0_cbbe1_b4460c97_orig.jpg

0_cbbe4_e6abafc9_orig.jpg

0_cbbe8_782fbb0c_orig.jpg


Я не удержусь и позволю себе показать две исторические фотографии, демонстрирующие применение технологических платформ. Фотографии взяты с сайта Буран.

0_cbc23_e3d1e5ce_orig.jpg

0_cbc24_ef948c6_orig.jpg


Спустимся к орбитальным кораблям. Они установлены не на шасси, а на транспортные тележки, перемещающиеся по утопленным в пол рельсам. Перед носами кораблей, высятся другие технологические платформы, предназначенные для доступа к кабинам и двигателям. Платформы, как и корабли, могут кататься по рельсам вперед-назад.

0_cbbe3_39b1c47a_orig.jpg

0_cbbef_831cb8ca_orig.jpg

0_cbbf1_7ab31e04_orig.jpg

0_cbc00_c9af1ae2_orig.jpg

0_cbc25_b8dd3c33_orig.jpg

0_cbc04_8a53bb77_orig.jpg

0_cbc05_f779d358_orig.jpg


Время и люди не пощадили корабли и их нынешнее состояние весьма плачевно. Часть плиток теплозащиты отвалилось, остекление кабины разбито, крылья и фюзеляжи покрывает обильный слой птичьего помёта, скопившегося на двадцать с лишним лет.

0_cbbf7_9a363cd8_orig.jpg

0_cbbeb_dc1bba2f_orig.jpg

0_cbbff_6c5b945d_orig.jpg

0_cbbfe_62ffee8b_orig.jpg


На момент остановки работ, готовность "Бури" достигала 95-ти процентов. Внешне, помимо индивидуального рисунка теплозащитных плиток, от ОК-МТ она отличается наличием установленных двигателей ориентации в носовой части.

0_cbbf0_d23e7a88_orig.jpg

0_cbbf6_2674e961_orig.jpg

0_cbbf8_babd3a26_orig.jpg


В хвостовой части, "Буря" лишилась контейнера с тормозными парашютами, но двигательная установка выглядит вполне целой.

0_cbbf2_b7ab8df0_orig.jpg

0_cbbf4_c2bfeb1f_orig.jpg

0_cbbf3_a8bf9cc4_orig.jpg

0_cbbf5_678c02d_orig.jpg


У макета ОК-МТ хвостовая часть сохранилась заметно лучше, да и лобовое остекление не пострадало.

0_cbc08_1603b9d0_orig.jpg

0_cbc06_553db05c_orig.jpg

0_cbbec_54e1d613_orig.jpg

0_cbbe7_5d5db8e0_orig.jpg

0_cbbed_cca2c32b_orig.jpg

0_cbbf9_f7fd6395_orig.jpg

0_cbbfa_97321f32_orig.jpg

0_cbbfb_83930a5c_orig.jpg


Внутри макета почти всё так же, как и на "взрослом" корабле. Лишь некоторые элементы заменены на деревянные кубики с указанием названия и массы блока. Конечно, уже не понятно что стало с отсутствующим оборудованием - не было установлено или выдрано на драгоценные металлы. В шлюзовом модуле и кабине царит разгром, но в отсеке полезного груза и в двигательном отсеке относительно чисто.

0_cbc13_3e8e4b26_orig.jpg

0_cbc14_81205244_orig.jpg

0_cbc0b_c604957d_orig.jpg

0_cbc11_8d819149_orig.jpg

0_cbc12_f463d756_orig.jpg

0_cbc0c_4d615d2d_orig.jpg

0_cbc0d_4d949ecd_orig.jpg

0_cbc10_2672845a_orig.jpg

0_cbc0e_a2c2dc0d_orig.jpg

0_cbc0f_162a1432_orig.jpg


Ещё пара взглядов на оборудование МЗК.

0_cbc01_5099b9d_orig.jpg

0_cbbfc_b71bde52_orig.jpg


История движется по спирали. Это объективный процесс, повторяющийся раз за разом. Можно сожалеть об утраченном времени и скорбеть о былом величии, но факты остаются выше этого - Россия стремительно теряет статус ведущей космической державы. Вот уже более двадцати лет, страна не производит ничего принципиально нового, продолжая эксплуатировать наследие Советского Союза. Ведутся лишь работы по модернизации старых заделов, но всё иное остается лишь словами и проектами на бумаге. Несомненно, знатное прошлое позволит продержаться на плаву еще десятилетие-другое в роли космического извозчика, но лишь до тех пор, пока китайские ракеты не перешагнут должный рубеж своей надёжности и не обрушат цены на вывод груза на орбиту.

Из космонавтики ушла романтика, оставив ей лишь сухие цифры финансовой статистики. Зачем тратить триллионы на космос, если это не принесёт прибыли за обозримое время?

Во времена противостояния политических систем, гонка двух сверхдержав оказывала благотворное воздействие на научно-технический прогресс. Возможное военное и идеологическое применение рождало десятки всевозможных проектов. Да, большинство из них не выходило за рамки чертежей и макетов, но те, что просачивались сквозь сито испытаний и комиссий, получали неограниченную поддержку.

Будущее советских многоразовых орбитальных кораблей не было предопределено ещё до рождения. Несмотря на огромную финансовую убыточность подобных запусков, они могли долго продержаться на мировой сцене, давая вектора к будущим горизонтам.

А закончить свою статью я хочу обыгрыванием заголовка и эпиграфа.

Rise my God! From ashes rise!
Восстань мой бог! Восстань из пепла!

0_cbc07_6db93a69_orig.jpg






0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас