Ночь Дельфина


Фил Харрингтон

Несмотря на то что небо позднего лета усыпано ярко пылающими бриллиантами звезд, из года в год внимание людей приковывает крошечный узор из пяти скромных звезд. Возможно, благодаря своей уникальной форме созвездие Дельфин хорошо выделяется даже при среднем световом загрязнении.

Небесный дельфин связан с греками, которые называли его δελφίς (делфис). Интересно, что родственное ему греческое слово δελφύς (делфус) переводится как ‘матка’. Скомбинировав эти два слова, можно интерпретировать название и животного, и нашего созвездия как ‘рыба с маткой’. Сейчас мы знаем, что дельфины относятся к млекопитающим, а не к рыбам. В отличие от своих подводных компаньонок, самки дельфинов живородящие, они не мечут икру, как рыбы. Так что древние греки оказались очень проницательными!

del_all_sky_map
Выше: Летняя поисковая карта из книги Star Watch Фила Харрингтона.

Поисковая карта для бинокля по созвездиям Дельфин, Малый Конь, Пегас

Выше: Поисковая карта этого месяца из атласа Touring the Universe through Binoculars Atlas (TUBA)

 

Дельфин достаточно мал, чтобы уместиться в поле зрения типичного 10-кратного бинокля, что пригодится, если световое загрязнение затмит мягкий свет от пяти его главных звезд. От кончика до кончика наш дельфин охватывает чуть меньше 6°.

 

Четыре звезды, формирующие ромбовидное тело Дельфина, имеют собственное название — Гроб Иова. Это интересный астеризм, чтобы поизучать в бинокль тонкие цветовые различия. По часовой стрелке, начиная с северо-запада (справа вверху), мы обнаружим альфу (α), бету (β), дельту (δ) и гамму (γ) Дельфина. Для начала, некоторые звездные тонкости.

 

У альфы необычное собственное имя — Суалокин, тогда как бета известна под названием Ротанев. Прямо скажем, от зубов эти названия не отскакивают. Оказалось, что такие наименования появились у звезд в 1814 году. В этом году директором обсерватории Палермо, итальянским астрономом Джузеппе Пиацци был издан Палермский звездный каталог. Ассистировал ему Никколо Каччаторе, или Nicholas Hunter по-английски. Сейчас будьте внимательны. Если имя "Nicholas Hunter" снова перевести на латынь, оно превратится в "Nicolaus Venator". И наконец, если мы прочтем эти латинские слова справа налево, то получим Sualocin и Rotanev, Суалокин и Ротанев. В итоге оказалось, что Каччаторе (он же Хантер, он же Венатор) назвал звезды своим именем — скорее всего, в шутку. Сдается мне, шутка затянулась! Суалокин — голубая звезда главной последовательности, а Ротанев — бело-желтый субгигант. Попробуйте немного расфокусировать бинокль и посмотрите, получится ли различить цвета.

 

Также в Гробе Иова мы найдем дельту (δ) Дельфина, которую относят к спектральному типу А белых гигантов. Однако профессор Джим Калер (Jim Kaler) из университета Иллинойса указывает на своем сайте, что температура на поверхности звезды составляет 7 000 К (6 700°C). Это относит ее к спектральному диапазону звезд F-типа. Он предполагает, что «…разница обусловлена переизбытком металлов». Оказывается, дельта — это не одна звезда, а скорее два похожих солнца, полный орбитальный цикл которых занимает 40,58 дня. Их невозможно увидеть непосредственно в бинокль и даже, если уж на то пошло, в самые большие телескопы. Пара разделяется только спектроскопически. Учитывая, что расстояние до системы дельта составляет 203 световых года, разделять звезды должно всего 0,37 астрономической единицы, что приблизительно равно расстоянию от Меркурия до Солнца. Калер продолжает: «светимость и температура … подтверждают, что звезды действительно являются субгигантами класса F, в которых только что закончился (или вот-вот закончится) водородный синтез».

 

И наконец, сосредоточим свое внимание на гамме (γ) Дельфина 4-й величины, это нос Дельфина. Расположенная примерно в 102 световых годах от нас гамма — выдающаяся телескопическая двойная. Здесь мы найдем оранжевую звезду 4-й величины в паре с бело-желтым компаньоном 5-й величины. Что интересно, при наблюдении в телескоп многие описывают звезды этой пары как золотую и зеленую. А что в бинокль? К сожалению, они разделены лишь 10 угловыми секундами. По бинокулярным стандартам это чрезвычайно мало, но разделение вполне по силам моделям от 20 крат и выше. Если у вас есть такой гигант, попробуйте и напишите о своих наблюдениях на форуме или в личном блоге.

 

Обладатели самых огромных биноклей могут погоняться за Призраком Двойной, как его назвал ветеран астронаблюдений Джим Муллани (Jim Mullaney). Официально Призрак Двойной носит название Struve 2725 и находится всего в четверти градуса юго-западнее гаммы. Компоненты этой системы сияют с блеском 7,6 и 8,4 и разделены всего-то 6 угловыми секундами. Прозвище «Призрак» указывает на сходство их окраски с гаммой. Несмотря на то что звезды слишком сложно разрешить в большинство биноклей, интересно сравнить совокупные цвета Struve 2725 и гаммы. Сходство очевидно даже в маленький карманный инструмент.

 

Точно к югу от Ротанев (беты) мы найдем мелкие брызги звезд, окружающие тету (θ) Дельфина 6-й величины. Этот симпатичный маленький астеризм был зарегистрирован в 1859 году преподобным Томасом Уэббом в его «Астрономических объектах для телескопов» (“Celestial Objects for Common Telescopes”) и впоследствии вошел в мою книгу «Путешествие по Вселенной с биноклем» под названием Harrington 9 (Hrr 9на карте выше), под которым он был включен в этот сборник астеризмов. Тета, оранжевое солнце, находится в конце кривой из пяти звезд, изгибающейся к северо-западу. Дополняет картину плотный равносторонний треугольник из солнц 7-й величины прямо на востоке от теты. В целом здесь можно найти около двух дюжин несвязанных, по всей видимости, звезд до 9-й величины.

 

Шаровое скопление NGC 6934 находится приблизительно в 4° к югу от эпсилон (ε) Дельфина, кончика дельфиньего хвоста. Блеск скопления не больше 9-й звездной величины, и оно доступно лишь 50-миллиметровому биноклю на темном, ясном небе позднего лета. Даже в бинокль 11x80 оно выглядит немногим лучше маленького, тусклого пятнышка сероватого света. Однако этого оказалось достаточно, чтобы заслужить внимание бинокулярного дипскай-клуба Астрономической лиги.

 

Если NGC 6934 оказалось слишком тусклым и не утолило вашу жажду шаровых скоплений, проверим наши запасы. У нас есть M15 с блеском 6 к востоку Дельфина. M15 удобно расположено, в 3,5° к северо-западу от звезды Эниф [эпсилон (ε) Пегаса], носа крылатого коня. Точно к западу от М15 вы найдете звезду 6-й величины. Вместе они создают необычную «двойную звезду». Шаровик нетрудно отличить от звезды, поскольку он будет выглядеть однозначно размытым.

M15_sketch

Вверху: зарисовка М15 в бинокль автора 10х50. Север вверху.

Между Дельфином и Пегасом втиснулось крошечное, тусклое созвездие Малый Конь. Учитывая, что его ярчайшая звезда имеет блеск 4, неудивительно, что большинство наблюдателей даже не знают о существовании этого созвездия. Но оно таит сюрпризы. Этот Жеребенок содержит приятную бинокулярную двойную, которую Уэбб упоминал в «Астрономических объектах для телескопов» более 150 лет назад.

 

Гамма (γ) Малого Коня с блеском 5 формирует северо-западный угол трапециевидного тела Жеребенка на карте выше. Направив на нее бинокль, вы обнаружите две легко разделяющиеся звезды на расстоянии почти 6' друг от друга. Ее компаньон, у которого есть собственное имя 6 Малого Коня в звездном каталоге Джона Флемстида, изданном в 1725 году, более тусклый, чем гамма. Оба солнца большинству наблюдателей кажутся белыми, хотя гамма, звезда F-типа, может продемонстрировать едва заметный желтый оттенок, если слегка расфокусировать бинокль. Как бы там ни было, фактически звезды не связаны друг с другом. Их близость в нашем небе — лишь видимость, случайное соседство на линии взгляда.

 

Заключительная цель этого месяца, которая возвращает нас внутрь Дельфина, попала в поле нашего зрения месяц назад. Фотографируя небо 14 августа, японский астроном-любитель Коити Итагаки (Koichi Itagaki) случайно наткнулся на «новую звезду» в северо-западной части созвездия, немного восточнее астеризма Вешалка в соседней Лисичке. Более поздние наблюдения показали, что новая Дельфина 2013, которая теперь известна как открытие Итагаки, 16 августа достигла максимума чуть ярче 4,5, что сделало ее самой яркой новой звездой последних лет. Сейчас она затухает. Когда была опубликована эта статья, блеск новой составлял всё еще порядка 5, оставляя ее в пределах видимости бинокля. Конечно, еще неясно, как долго это продержится, но сам факт свидетельствует о том, что в нашей Вселенной постоянно что-то появляется! Журнал Sky&Telescope разместил на своем сайте удобную поисковую карту, которую можно использовать для поиска и слежения за новой звездой. Американская ассоциация наблюдателей переменных звезд (AAVSO) обновляет на сайте кривую блеска в реальном времени, так что можно отследить падение новой назад, в безвестность.

 

В следующем месяце осень будет в полном разгаре, и со сменой сезона сменятся созвездия и прочие развлечения глубокого космоса. А до тех пор не забывайте, что два глаза лучше, чем один!  


PhillАвтор Phil Harrington
Адаптированный перевод с английского RealSky.ru

Публикуется с разрешения автора.

Сайт автора www.philharrington.net
Оригинал статьи на www.CloudyNights.com
Новая книга Фила Харрингтона «Cosmic Challenge» доступна для приобретения. 
Подробней на сайте автора.  



Рекомендуем:

Грелки на телескопы. Скажи росе нет!
map2Грелки R-Sky – эффективное средство борьбы с запотеванием и обмерзанием телескопов и фотообъективов. Узнать подробнее...
Грелки на вторичные зеркала Ньютонов
map2Обогреватели на вторичные зеркала помогают предотвратить запотевание и обмерзание вторичного зеркала телескопов системы Ньютон. Узнать подробнее...

Отзывы пользователей


Нет комментариев для отображения



Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас