Пурпурная дымка застилает мне глаза
Не знаю, день сейчас или ночь
Меня уносит, уносит мой разум
Наступило завтра или просто конец времен?*
— Джими Хендрикс
Пурпурные ореолы вокруг звезд могут стать проблемой при съемке с недорогими объективами и телескопами. Они возникают, когда преломляющая оптика, т.е. та, что содержит линзы, фокусирует синие и красные длины волн не в том месте, где остальную часть видимого спектра.
Поскольку эти длины волн фокусируются на разных расстояниях, обусловленных показателем преломления стекла, изображения звезд на красной и синей длинах волн окажутся не в фокусе и будут выглядеть больше, чем сфокусированные изображения звезд в зеленом свете. Эти расплывчатые красные и синие изображения объединяются в пурпурный цвет, который проявляется ореолом вокруг ярких звезд.
Преломляющая оптика в ахроматических телескопах фокусирует волны, к которым наиболее чувствителен глаз, в зеленой части спектра. Поскольку глаз менее чувствителен к длинным красным и коротким синим волнам, их потеря при цветокоррекции не так уж заметна визуально. Однако цифровые камеры зарегистрируют эти длины волн, особенно на длительной выдержке, характерной для дипскай-астрофотографии.
Апохроматические рефракторы лучше фокусируют красные и синие длины волн, но единого определения «апохромата» не существует, так что одни из них работают лучше, другие хуже. Объективы премиум-камер корректируют красные и синие длины волн, используя элементы из экзотических стекол, например флюорита или низкодисперсионного стекла. Эти оптические системы хорошо зарекомендовали себя с обычными предметами, днем, но звездные поля — самое тяжелое испытание из возможных. Неудивительно, что качество коррекции обычно напрямую зависит от стоимости линзы.
M44, скопление Улей, демонстрирующее пурпурные звездные ореолы. Это изображение было снято с помощью дублета StellarVue SV-70 ED и цифрового зеркального фотоаппарата Canon 1000D.
Джерри Лодригасс
Зеркальная оптика, такая как в телескопе Ньютона, не страдает от этой проблемы, поскольку не использует преломление, и все длины световых волн фокусируются в одной точке.
Решение проблемы звездных ореолов
Есть четыре способа решить проблему пурпурных ореолов на ваших фотографиях.
- Используйте полностью зеркальную оптическую систему. Совет работает для телескопов с длинными фокусными расстояниями, но не для широкоугольных звездных полей, зарегистрированных объективами камер. Широкоугольные зеркальные объективы попросту не продаются, поскольку такой проект непрактичен.
- Применяйте только высококачественные объективы и рефракторы. Это очень дорогое решение, но даже оно не идеально работает с некоторыми объективами.
- Используйте фильтр minus-violet, если проблема в синих ореолах, или фильтр, блокирующий ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. В некоторых случаях это может пригодиться, но данные фильтры устанавливаются только перед объективом камеры, а покупать отдельный фильтр для каждого диаметра объектива довольно накладно. Кроме того, красный может обрезаться слишком коротко, и в результате вы заблокируете длину волны H-альфа, которая делает красные эмиссионные туманности такими красивыми.
- Последний вариант — исправить пурпурные ореолы в процессе последующей обработки.
Корректировка пурпурных ореолов в программе Photoshop
Вот простой способ исправить пурпурные ореолы в Adobe Photoshop CC с плагином Adobe Camera Raw.
А теперь странная штука: Camera Raw работает по-разному в зависимости от того, используете ли вы плагин для открытия RAW-файла или на уже открытом файле. Если открыть RAW-файл через Adobe Camera Raw, коррекция пурпурных ореолов будет недоступна. Так что если вы снимаете в формате RAW, откройте файл как обычно с Adobe Camera Raw, примените какие-нибудь настройки и нажмите кнопку Open Image (открыть изображение), которая преобразует снимок в рабочее пространство программы. Открыв изображение, используйте Camera Raw из выпадающего меню фильтров, чтобы добраться до вкладки Lens Corrections. При работе со сложенным линейным TIF-изображением из другой программы, например DeepSkyStacker, откройте изображение в Photoshop, сперва выполните баланс белого, нелинейное растяжение и устранение градиента, а затем откройте Camera Raw, чтобы удалить цветные ореолы.
Фильтр Camera Raw в программе Adobe Photoshop
- В раскрывающемся меню в верхней части программы выберите Filter > Camera Raw Filter
- Увеличьте изображение до 100%, чтобы ореолы были более заметны.
- Перейдите на вкладку Lens Corrections.
-
В разделе Defringe перемещайте ползунок Purple Amount вправо до тех пор, пока ореолы не исчезнут.
То же изображение с пурпурными ореолами, исправленное с помощью фильтра Camera Raw в программе Photoshop.
Всё это работает и с красным или синим ореолом. Чтобы уменьшить красный ореол, который может быть особенно проблематичным при использовании модифицированной цифрозеркалки в сочетании с фильтрами светового загрязнения, сдвиньте два ползунка Purple Hue вправо, пока они не покажут около 50/100, а затем выставляйте ползунок Purple Amount. В случае синего ореола сдвиньте ползунки Purple Hue влево.
После использования фильтра Camera Raw вам действительно захочется сказать: «Прости меня, когда я целую небеса!»*
* Из песни Purple Haze Джими Хендрикса
Джерри Лодригасс — астроном-любитель и астрофотограф с 1972 года. Более 30 лет он профессионально занимался фотожурналистикой и спортивной фотографией. На сегодняшний день Джерри является автором, фотографом и ответственным редактором журнала Sky & Telescope. Вы можете ознакомиться с работами Джерри на http://www.astropix.com.
Перевод. Оригинал на www.skyandtelescope.com
Нет комментариев для отображения
Создайте аккаунт или войдите для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунт
Войти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас