У меня есть поговорка для тех атмосферных условий, в которых я живу: «Если плохая видимость у меня отсутствует, значит не видно вообще ничего».
Изображения с высоким разрешением зависят от «видимости» (синг, англ. seeing) — устойчивости атмосферы с точки зрения атмосферной турбулентности, которая позволяет разглядеть мелкие детали в небесных объектах.
При съемке планет, чтобы справиться с видимостью, фотографы используют технику Lucky Imaging (удачного изображения). Вместо использования однократной экспозиции записываются сотни или тысячи кадров — обычно в форме видеофайла. Затем в специализированной программе, такой как AutoStakkert!2 или Registax, в этих файлах изучается каждый кадр, и выбираются лучшие, которые были сняты в те мимолетные моменты, когда видимость была выше среднего. Эти удачные кадры затем складываются, чтобы улучшить отношение сигнал/шум, и усиливаются для выявления мелких деталей.
Но знаете ли вы, что эту же технику визуализации планет можно использовать и для разрешения близких двойных звезд? Причем широкие пары вы можете зарегистрировать даже с очень маленьким телескопом, тогда как для для высокого разрешения планет необходима большая апертура.
Трапеция, тета Ориона, находится в самом центре M42 — туманности Ориона. Четыре наиболее яркие звезды в трапеции (A, B, C, и D) легко заметны в любой телескоп, однако две тусклые звезды (Е и F) требуют любительских инструментов среднего размера и хорошей видимости.
Ночью с низкой видимостью 2 979 кадров были сложены и усилены в AutoStakkert!2, чтобы получилось это изображение, снятое с Celestron C11 Edge и Canon T2i (550D) с записью видео в режиме видеокадрирования (Movie Crop).
Требования к съемке двойных звезд
Для любого типа визуализации важно качество оптической системы, коллимации и фокусировки. Хорошая видимость, конечно, тоже не помешает. Для близких двойных звезд апертура вашего телескопа должна быть достаточно большой, чтобы разделить компоненты.
И здесь в игру вступает критическая дискретизация: масштаб изображения пикселов вашей камеры должен быть меньше, чем размер деталей, которые вы надеетесь запечатлеть. Простой практический способ соблюсти критическую дискретизацию заключается в увеличении фокусного расстояния телескопа (обычно с помощью линзы Барлоу), так чтобы диафрагменное число k (величина, обратная относительному отверстию) в 6 раз превышало размер пиксела в микронах, или k = P × 6. Предположим, что у вас есть телескоп f/10 SCT и камера с 5-микронными пикселами. Вам нужно умножить 5 на 6, чтобы получить относительное отверстие f/30. Таким образом, потребуется 3-кратная линза Барлоу.
В положении примерно на 10 часов от Сириуса и очень близко к его передержанному диску можно заметить звезду-спутник Сириус B (Щенок). Снимок был сделан в ночь средней видимости с помощью апохроматического триплета Astro-Physics 130EDFGT f/6,3, работающего на f/11, с камерой Canon T3i (600D) в режиме Live View с 5-кратным увеличением изображения в программе BackyardEOS. В общей сложности было записано 1000 кадров, лучшие 100 отобраны и сложены в программе AutoStakkert!2.
Можно ослабить условие критической дискретизации при съемке двойных звезд, которые не находятся на пределе разрешающей способности телескопа. Например, приведенное выше изображение Сириуса со Щенком, которые разделены 10,58 угловой секунды, получено всего лишь с f/11 при пикселе 4,3 мкм (по правилам предпочтительнее f/25).
Поррима, гамма Девы, — это пара близко вращающихся идентичных звезд, которых разделяет примерно 1,6 угловой секунды. Это изображение было снято с помощью Celestron C11 Edge SCT и Canon T2i (550D) в режиме видеокадрирования 640 × 480 пикселов ночью со средней видимостью. Наиболее яркие 525 из 3711 кадров этого видео были сложены и усилены в Registax.
Что приятно в съемке двойных звезд, так это возможность снимать так долго, как только захочется. Пытаясь зарегистрировать детали высокого разрешения на планете типа Юпитера, мы вынуждены ограничивать продолжительность съемки, иначе из-за высокой скорости вращения Юпитера детали окажутся смазанными. С двойными звездами всё не так. Они годами, а то и столетиями не меняют вид с Земли, поэтому мы можем записывать видео в течение длительного времени, чтобы справиться с видимостью — даже на низкой частоте кадров.
Нативное пиксельное разрешение
Чтобы снимать на пределе разрешающей способности телескопа, важно добиться истинного пиксельного разрешения камеры в масштабе 1:1. Это не касается специализированных камер для съемки планет, которые по умолчанию записывают в нативном разрешении, зато прямиком относится к съемке видео на цифровых зеркальных камерах. Некоторые модели камер позволят вам получить разрешение точно 1:1 или достаточно близкое к этому, а другие даже не приблизятся.
В общем, чтобы приблизиться к нативному пиксельному разрешению, вам нужно записывать видео в режиме Live View с 5-кратным увеличением. Зачастую это требует использования ноутбука и программного обеспечения, например EOS Movie Record, BackyardEOS, BackyardNikon, Astrophotography Tool или Images Plus.
HD-видео
Чаще всего вы не сможете использовать встроенный режим HD-видео цифро-зеркалок, потому что у большинства камер исходное разрешение матрицы, которое может составлять порядка 6000 × 4000 пикселов, в этом формате падает до 1 920 × 1 080, что значительно снижает ее разрешающую способность.
Аламак, гамма Андромеды, красивая пара звезд золотистого и голубого цвета, которые разделяет 9,6 угловой секунды. Снято с помощью Celestron C11 Edge, работающего на f/10, и Canon T2i (550D) с записью видео 640 × 480 в режиме видеокадрирования. Для получения этого изображения было сложено 5675 кадров в программе AutoStakkert!2 .
Просто сделайте это
Не позволяйте математике отпугнуть вас! Просто установите на телескоп линзу Барлоу, пойдите и испытайте ее на своей любимой паре звезд. Снимите видео в понравившейся программе, используя те же методы, что и при съемке планет. Отметьте компоненты двойной звезды как точки выравнивания (alignment points), и пусть программа выберет наиболее резкие кадры. Сложите их, а затем увеличьте резкость изображения. Вы удивитесь, насколько хорошо работает этот способ — это довольно просто и очень весело, даже с маленьким телескопом!
Джерри Лодригасс — астроном-любитель и астрофотограф с 1972 года. Более 30 лет он профессионально занимался фотожурналистикой и спортивной фотографией. На сегодняшний день Джерри является автором, фотографом и ответственным редактором журнала Sky & Telescope. Вы можете ознакомиться с работами Джерри на http://www.astropix.com.
Перевод. Оригинал на www.skyandtelescope.com
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new account
Sign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now