- При подготовке раздела о рассеянных скоплениях для книги «Астрономические зарисовки» я составил урок о Двойном скоплении в Персее. Но в итоге я решил не включать его в книгу, оставить место для кое-чего поважнее. До сих пор эта зарисовка рассеянного скопления является самой сложной из тех, что я когда-либо создавал, и, думаю, она станет хорошей темой для сегодняшнего урока.
- Шаг 1. Исследование скоплений:
- Я сделал зарисовку в декабре 2005 года, используя 15-сантиметровый Ньютон f/8 с окуляром Sirius Plossl 32 мм, что обеспечило мне широкое поле зрения, 88 угловых минут. Первое, что произвело на меня впечатление при ближайшем рассмотрении скопления, это дорожка звезд, убегающих к северу. К сожалению, невозможно вместить эту деталь в одно поле зрения со скоплениями, но я сохраню ее для последующих бинокулярных зарисовок. Следующая особенность, которую я отметил, это контрастная плотность скоплений: NGC 884 выглядит больше и менее сконцентрированным, чем NGC 869, которое однозначно ярче и плотнее. Еще я обнаружил несколько оранжевых звезд, мерцающих теплом среди белых или голубоватых соседей и сосредоточенных в основном вокруг NGC 884. И наконец, мое внимание привлекла почти иероглифичная фигурка человека в центре NGC 869. Она выглядела кривоногой, в головном уборе в виде арки, и держала кривой лук с блестящей стрелой, нацеленной на северо-восток. Отметив все эти детали, я провел еще немного времени, составляя общую картину, и подготовился к зарисовке.
- Шаг 2. Создание зарисовки:
- Как и в любой зарисовке, первое, что я пытаюсь сделать, это отмечаю за пределами зарисовочного круга по крайней мере одну сторону света. Затем ищу подходящую звезду и размещаю ее в центре поля зрения. Что касается Двойного скопления, то по счастью на полпути между двумя скоплениями оказалась ярко-оранжевая звезда — ее-то я и выбрал. После центрирования поля зрения по этой звезде я отмечаю ее карандашом 2H (см. рисунок 1).
- Рисунок 1
- Шаг 3. Разметка каркасных звезд:
-
Покончив с предварительными делами, я перехожу к подготовке каркаса из наиболее ярких звезд. Я представляю циферблат с 45-градусными углами и концентрическими кругами, и глядя на яркие звезды в окуляр, проецирую их на этот воображаемый шаблон. Например, на зарисовке Двойного скопления (см. рисунок 2) одна звезда была расположена условно чуть выше 3-часовой отметки, почти на границе поля. Другая расположилась на 6-часовой отметке, в четверти пути от центра до границы. Третья звезда была немного выше 11 часов на полпути к границе.
-
Продолжая размещать яркие звезды, вы столкнетесь с такими, которые не так легко выстроить по часовому шаблону, углам и концентрическим кругам. В этих случаях используйте геометрические соотношения, чтобы расставить новые звезды относительно уже размещенных. Особенно следите за разнообразными треугольными формами. Рисунок 3 показывает нанесение каркаса ярких звезд.
- Шаг 4 – Разметка основных звезд в первом скоплении:
-
Начните отмечать на готовом каркасе оставшиеся звезды. Немного пригасите освещение над зарисовкой, если есть такая возможность. Это позволит вам увидеть более тусклые звезды. Можно начать работу по часовой стрелке от некоторого места в зарисовке или против часовой стрелки, либо выбрать ядро одного из скоплений. В этой зарисовке я использовал оба подхода. Я решил начать с области ядра NGC 869, поскольку обнаружил здесь очень наглядный астеризм. Если вы решите сфокусироваться сначала на тесной группировке звезд, убедитесь, что в этой области достаточно ярких каркасных звезд, чтобы дать вам некоторое представление о масштабе группировки. И обязательно будьте последовательны. Казалось очень заманчивым начать прорисовку маленькой фигурки, которую я видел в ядре NGC 869. Но это могло привести к грубым искажениям зарисовки. Поэтому я уделил время сравнению пропорций и относительному положению звезд. К примеру, арка из 4 звезд, похожих на головной убор, указывала на 5 часов. Наиболее удаленная из ее звезд не доходила до середины расстояния от яркой звезды-«головы» до соседней с ней яркой звезды, указывающей на 7-часовую отметку. Подобные сравнения я использовал, чтобы закончить остальную часть области (рис. 4).
-
Когда пытаешься втиснуть большое количество звезд в очень ограниченное пространство, можно незаметно для себя разрисовать гораздо более крупную область, чем требуется в действительности. Поэтому важно не спускать внимательных глаз с пропорций. Если область становится слишком переполненной, вам, возможно, придется убрать все звезды, кроме наиболее ярких. В тесных местах вы должны будете внимательно следить за положением кончика карандаша, скользящего по бумаге. В этой перенаселенной местности у вас может не оказаться права на ошибку.
- Шаг 5. Заполнение скопления:
-
Заполнив ядро NGC 869, я начал осматривать окрестности в поисках треугольников, параллелограммов, ромбоидов и других фигур, на которые можно ориентироваться при размещении звезд. (см. рисунок 5). Поскольку вы добавляете все больше и больше звезд, всё легче найти простые геометрические формы для их расстановки. Но в объектах, густо заселённых звездами, можно не менее легко запутаться. Чтобы решить эту проблему, я предлагаю при размещении звезд рисовать от яркого к тусклому. Это поможет вам мысленно упорядочить область зарисовки. Я также пытаюсь работать в таких местах более быстро, чтобы уменьшить шансы потерять своё место в общей кутерьме звезд.
- Шаг 6. Постепенное добавление звезд:
-
Покончив с окрестностями NGC 869, я начал работать по часовой стрелке вдоль поля зрения (см. рисунок 6), пока не достиг скопления NGC 884 справа внизу.
- В этом месте я снова проделал всё то, что делал с его компаньоном (см. рисунок 7).
-
- А завершив работу, продвинулся от 6 до 10 часов на зарисовке, заканчивая расстановку звезд. (см. рисунок 8).
-
- На данном этапе я бросил расслабленный, общий взгляд на вид в окуляре и затем подправил размер звезд на зарисовке. Я начал с самых ярких и выделил их, затем постепенно ослаблял нажим, немного увеличивая размер звезд средней яркости. Если вы нарисовали тусклую звезду слишком жирной, можно стереть ее и снова начертить легким нажатием карандаша. Попытайтесь сделать так, чтобы размер звезд на зарисовке был пропорционален уровню их видимого блеска и давал представление о звездной величине (см. рисунок 9).
-
-
Шаг 7. Окончание зарисовки: - Поскольку теплое свечение оранжевых звезд было важной частью этого прекрасного вида, я постарался отметить эти звезды. В случае более простых зарисовок их можно описать в примечаниях. С таким сложным скоплением, как это, можно избежать проблем, наложив поверх зарисовки небольшой лист кальки и отметив цвета на нем. А можно поступить, как я, — слегка наметить их прямо на зарисовке. Поскольку я сканирую все свои зарисовки, то могу легко удалить эти светлые примечания после оцифровки.
- Наконец, я выделил немного времени, чтобы дописать оставшиеся стороны света, внести сведения о моем наблюдательном оборудовании, условиях неба, дате и времени, а также дополнительные заметки о наблюдательной сессии. Законченную зарисовку можно увидеть на рисунке 10.
-
- На рисунке 11 представлена инвертированная версия зарисовки (позитив).
-
Рисунок 11
- Дополнительная уборка
- После недолгого рассмотрения первоначальной зарисовки я решил изменить ее. Мне захотелось сделать более тусклые звезды менее жирными, чтобы лучше передать ощущение разнообразия звездных величин, которое возникало при взгляде через окуляр. Чтобы сделать это, я скопировал оригинал зарисовки, наложив новый лист бумаги на оригинал и перенеся его к окну. При хорошем, контролируемом освещении я смог лучше контролировать карандаш и сделать тусклые звезды более тонкими. Рисунок 12 показывает эту зарисовку в цвете, который добавлен цифровым способом.
- Рисунок 13 демонстрирует, как выглядит зарисовка со звездами, полностью перерисованными на компьютере.
Автор Джереми Перез
- Джереми является соавтором книги "Astronomical Scetching" и ведет ежемесячную колонку в журнале "Astronomynow", где рассказывает читателям, как сделать эскизы космических объектов.
- Множество интересных зарисовок можно найти на сайте автора http://www.perezmedia.net/beltofvenus
Перевод RealSky.ru. Публикуется с разрешения автора.
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new account
Sign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now