Фил Харрингтон

телескоп от 3 до 5 дюймов Космический вызов: NGC 2419

1 сообщение в этой теме

main_strannik.gif.27e0e3d277245a6ccaea92

Март 2018 года

Диапазон апертуры, рекомендованный в этом месяце: гигантские бинокли и телескопы от 3 до 5 дюймов (75–127 мм) 

Объект: шаровое скопление NGC 2419 (Межгалактический странник) 


Просмотреть полную статью

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендуем

Система борьбы с росой R-Sky
map2Контроллеры R-Sky позволяют плавно контролировать температуру нагрева и значительно экономят заряд аккумуляторов. Узнать подробнее...
Потеют окуляры?
map2Грелки на окуляры R-Sky - лучшее решение проблемы запотевания и замерзания окуляров. Узнать подробнее.../td>
Защитные чехлы
map2Новинка! Защитные чехлы и колпаки на телескопы. Надежная защита от пыли и влаги!
Узнать подробнее...

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас
  • Похожие публикации

    • Космический вызов: NGC 2419
      Автор: Фил Харрингтон
      NGC 2419, вероятно, больше известно под названием «Межгалактический Бродяга» или «Межгалактический Странник», которым в 1944 году наградил его Харлоу Шепли. Это шаровое скопление по многим причинам выделяется среди зимних дипскай-объектов. Во-первых, оно расположено в неприметном созвездии Рыси — практически беззвездном участке неба между Близнецами и передней лапой Большой Медведицы.
       

      Выше: зимняя звездная карта из книги Star Watch Фила Харрингтона демонстрирует положение сложного объекта этого месяца.
       

      Выше: поисковая карта рубрики «Космический вызов» этого месяца, взята из книги Cosmic Challenge Фила Харрингтона. Кликните по ссылке, чтобы загрузить версию для печати. 
       
      Кроме того, природа этого объекта (шарового скопления) кажется абсолютно инородной в регионе с преобладанием далеких галактик. Разве шаровые скопления не должны сосредоточиваться возле центра Млечного Пути? Безусловно, там мы и находим большинство из них. Они разбросаны по всему Стрельцу, Змее, Скорпиону и другим летним созвездиям по соседству. Тот факт, что NGC 2419 находится настолько далеко от ядра галактики, побудил многих астрономов начала XX века сделать вывод, хотя и ошибочный, что эта система является независимой. Определение «Межгалактический Бродяга» стало отголоском этого неверного предположения. Должен отметить, что в 1944 году, когда Шепли использовал слово «бродяга» для описания NGC 2419, эмоциональная окраска этого слова была совсем иной, чем сейчас. Шепли использовал термин, вероятно, чтобы подчеркнуть неспешное и несколько бесцельное блуждание NGC 2419 (как у хобо — странствующего рабочего), а не осудить его моральный облик!
       
       
      Как и другие ~150 шаровых скоплений в семействе Млечного Пути, NGC 2419 несомненно вращается вокруг центра нашей галактики. Однако его орбита не имеет аналогов среди шаровиков. В отличие от большинства других шаровых скоплений, которые жмутся к ядру, NGC 2419 следует по широкому вытянутому маршруту, для замыкания которого по оценкам требуется около трех миллиардов лет. В настоящее время NGC 2419 находится на расстоянии от 275 000 до 300 000 световых лет от Солнечной системы и примерно на таком же удалении от центра Галактики. Это дальше пары карликовых галактик — спутников Млечного Пути — Большого и Малого Магелланового Облаков.
       
       
      Созвездие Рыси трудно обнаружить, однако определить местоположение NGC 2419 не так сложно, как может показаться вначале, благодаря его близости к Кастору [альфе (α) Близнецов]. Поместите Кастор в центр поля искателя, а затем медленно просматривайте небо примерно на полполя к северу до звезд 5-й величины: омикрон (ο) и 70 Близнецов. Перепрыгните еще на половину поля севернее, и вы достигнете еще одной, более тусклой пары звезд (SAO 60257 с блеском 6 и SAO 60234 с блеском 7), которая ориентирована с востока на запад. Настало время обратиться к телескопу. Точно на севере вы должны увидеть другую, более тесную пару звезд 7-й величины: SAO 60232, а также SAO 60229 — прекрасную саму по себе двойную звезду. В ваш самый широкоугольный окуляр все четыре звезды должны вписаться в одно поле зрения. Затем поменяйте окуляр для получения среднего увеличения, скажем, 100× или около того, и взгляните еще раз. Можете ли вы различить очень тусклое, размытое пятнышко точно к востоку от пары звезд 7-й величины? Если да, то вы нашли NGC 2419.
       

      Выше: зарисовка NGC 2419 через 4-дюймовый рефрактор автора.
       
       
      NGC 2419 тускло светит с блеском 10,3 и охватывает около 4 угловых минут. В скоплении нет звезд ярче 17-й величины, так что любые телескопы за исключением самых крупных любительских показывают NGC 2419 примерно одинаково — тусклым и размытым, с едва заметным намеком на более яркое центральное ядро. Однако чтобы уловить хоть какой-то признак NGC 2419, требуется темное небо, поэтому дождитесь такой зимней ночи, когда Луна еще не взошла, а воздух сух.
       
       
      У вас есть свой интересный сложный объект? Я, как и другие читатели, буду рад узнать о нем, а также о том, что у вас получилось с испытанием этого месяца. Пишите сообщения в комментариях к статье или в обсуждении этой рубрики на форуме.
       
      Помните, что половина удовольствия — это азарт охоты. Игра началась!
       
      Автор Phil Harrington
      Адаптированный перевод с английского RealSky.ru
      Публикуется с разрешения автора.
      Сайт автора www.philharrington.net
      Оригинал статьи на www.CloudyNights.com
       
      Книга Фила Харрингтона "Cosmic Challenge", из которой выросла данная рубрика, доступна для приобретения.
       
       
       
       
       
       
       
       
       
    • Космический вызов: Случай ошибочной идентификации
      Автор: Фил Харрингтон
      Февраль

      Диапазон апертуры, рекомендованный в этом месяце: телескопы от 15 дюймов (38 см) и выше
      Объекты:  NGC 2474 и NGC 2475, PK 164 + 31.1
       
       

      Просмотреть полную статью
    • Космический вызов: Случай ошибочной идентификации
      Автор: Фил Харрингтон
      Есть одна тайна в созвездии Рыси. История пошла с 1790 года, когда Уильям Гершель открыл маленькое туманное свечение примерно в 2½° к северо-западу от звезды 27 Рыси. Позже он добавил его в список «очень тусклых туманностей» под номером 830 (сокращенно H-III-830), и судя по всему, отправился дальше, не заметив второго, более тусклого пятнышка точно на северо-востоке.
       
      Этот второй объект 66 лет спустя обнаружил Уильям Парсонс, 3-й лорд Росс, в свой 72-дюймовый рефлектор «Левиафан». Позже оба объекта были включены в Новый общий каталог (NGC) Джона Дрейера. NGC 2474 описывается как «тусклая, довольно маленькая, удлиненная?, яркая середина, как очень маленькая звезда?, с большой звездой на севере». В описании NGC 2475 просто отмечено: «составляет двойную туманность с NGC 2474».
       

      Выше: зимняя карта звездного неба из книги Star Watch Фила Харрингтона.
       

      Выше: поисковая карта рубрики «Космический вызов» этого месяца, взята из книги Cosmic Challenge Фила Харрингтона. Кликните по PK164+3.1_map_print.pdf, чтобы загрузить версию для печати. 
       
      Загадка NGC 2474 и 2475 окончательно оформилась в 1939 году, когда Ребекка Джонс и Ричард Эмберсон, астрономы из Гарвардской обсерватории, обнаружили на обзорных фотографиях планетарную туманность, которая находилась почти в тех же координатах, что и NGC 2474/2475. Туманность представляла собой крупное облако кольцевого типа, две доли которого были заметно более яркими.
       
      Джонс и Эмберсон сообщили о своем открытии в статье «Новая большая планетарная туманность» в августовском выпуске бюллетеня обсерватории Гарвардского колледжа за 1939 год («A Large New Planetary Nebula»; Harvard College Observatory Bulletin No. 911, pp.11-13, August 1939):
       
      «На одной из недавних фотопластин было обнаружено тусклое туманное кольцо, объединяющее два уплотнения — NGC 2474, зарегистрированное сэром Джоном Гершелем, и NGC 2475. Последнее было открыто лордом Россом, который описал его как двойную туманность, включающую объект Гершеля».
       
      Упс. Мало того, что авторы приписали открытие NGC 2474 Джону Гершелю, а не Уильяму, они ошибочно сочли NGC 2474 и NGC 2475 единой планетарной туманностью.
       
      Однако ошибку не замечали более 40 лет. Этого хватило, чтобы NGC 2474/75 была неправильно отнесена к планетаркам в оригинальном каталоге планетарных туманностей Перека и Когоутека (PK), а также в ряде других надежных источников.
       
      После четырех десятилетий путаницы, во многом благодаря исследованию Рональда и Нэнси Бута из обсерватории Макдональд Техасского университета, мы узнали, что NGC 2474 и NGC 2475 представляют собой тесную пару эллиптических галактик, обнаруженных Гершелем и Парсонсом соответственно. Ищите их всего в 2,4' к юго-западу от золотой звезды SAO 26594 с блеском 9 (той самой «большой звезды» в описании NGC).
       
      Характер объектов теперь установлен, но осталось некоторое несоответствие между их звездной величиной и визуальным проявлением. Обе галактики имеют фотографический блеск 14, при этом NGC 2474 достаточно яркая, чтобы ее можно было заметить в 8-дюймовый инструмент, а NGC 2475 требует как минимум 12 дюймов.
       
      Те ли это галактики, что обнаружили Джонс и Эмберсон? Ответ на «загадку пропавшего рысёнка»* расположен на полградуса севернее. Там мы найдем планетарную туманность (настоящую планетарную туманность), которая сегодня обозначается как Jones-Emberson 1 и входит в пересмотренный каталог Перека-Когоутека под названием PK 164 + 31.1.
       
      Нам легко критиковать Эмберсона и Джонс за их промашку, тем более, что они сознавали, что местоположение планетарки не вполне соответствует координатам NGC 2474. Но взгляните на туманность в гигантский любительский телескоп, и вы увидите ту же двойную туманность, о которой говорится в описании NGC. Как назло, PK 164 + 31.1 не типичная «кольцевая туманность», две ее яркие доли соединяются тусклыми противоположными дугами. Визуальное сходство с парой тусклых галактик не вызывает сомнений.
       
      PK 164 + 3.1 заметна и в небольшие телескопы, однако чтобы наблюдать полное кольцо, берите максимально большую апертуру, которую можете задействовать. Вы найдете объект в 21' к западу от характерного трапецоида из звезд 9–11-й звездной величины. Используйте от 100× до 150×, чтобы увидеть полный охват, но выше не стремитесь, т.к. более высокое увеличение работает против планетарки. Что касается фильтров, то узкополосный фильтр для наблюдения туманностей увеличит шансы различить 360-градусное кольцо, а вот фильтр O-III скорее сведет их на нет. Боковым зрением я видел полное кольцо в мой 18-дюймовый телескоп на 121×. Две доли были заметны напрямую, южный узел выглядел наиболее ярко. Мне удалось уловить лишь мимолетный отблеск полного кольца, и то лишь боковым зрением.
       

      Выше: PK 164 + 31.1, зарисованная через 18-дюймовый рефлектор автора.
       
      У вас есть свой интересный сложный объект? Я, как и другие читатели, буду рад узнать о нем, а также о том, что у вас получилось с испытанием этого месяца. Пишите сообщения в комментариях к статье или в обсуждении этой рубрики на форуме.
       
      Помните, что половина удовольствия — это азарт охоты. Игра началась!
       
      * «Пропавший рысёнок», The missing lynx — название 3D-мультфильма.
      Автор Phil Harrington
      Адаптированный перевод с английского RealSky.ru
      Публикуется с разрешения автора.
      Сайт автора www.philharrington.net
      Оригинал статьи на www.CloudyNights.com
       
      Книга Фила Харрингтона "Cosmic Challenge", из которой выросла данная рубрика, доступна для приобретения.