Что наблюдать в Водолее

Стив Коу

Водолей — забавная часть неба. Здесь есть несколько превосходных объектов для наблюдения и множество разнообразных типов. Наблюдение поднимающегося в небе астеризма Кувшин всегда означает наступление осени. Знаю, что немало людей так же интерпретирует Плеяды, и они тоже правы. Но под темным небом звезды небесного водоноса образуют интереснейшие узоры, плюс здесь есть несколько шикарных бинокулярных полей. Так что давайте взглянем на Водолея.

Название  Название 2  Зв. вел  Размер
 M72    9,2  6,6'
 NGC 7009  Туманность Сатурн, C55  8,30 28''
 M2    6,5  16'
NGC 7184   11,70B 6,2'x1,4'
NGC 7723   11,90B 3,3'x2,3'

М72 — меньшее из двух шаровых скоплений Мессье в Водолее, в темной местности я могу видеть его в бинокль 10х50. Хорошей ночью f/8 6" рефрактор показывает скопление относительно ярким, довольно большим, округлым и намного более ярким в середине. С 8,8-мм окуляром мне удалось разрешить 6 звезд, последние две с трудом. Боковое зрение немного увеличивает его в размере, но разрешенных звезд больше не становится.

m72

В Ньютон 13” шаровик выглядит довольно ярким, достаточно большим, круглым, с очень плотным центром, неразрешенным на 100х. На увеличении 220х я насчитал 11 звезд, парочка из которых — в очень сжатом ядре скопления. Добавление увеличения до 330х позволило разрешить 15 звезд.

NGC 7009 или туманность Сатурн, знаменитая планетарная туманность с внешними петлями (крыловидными выростами) и ярким внутренним диском. Обнаружена она была Уильямом Гершелем в 1782 году, но лорд Росс был первым, кто рассмотрел раскинутые петли. Отростки напомнили ему планету Сатурн, и он дал объекту соответствующее название. С тех пор любители пытаются воспроизвести то  наблюдение.

При использовании 13-дюймового телескопа в месте примерно в 60 милях от Финикса объект предстает ярким, довольно большим, вытянутым 1,5 х 1 с углом наклона 75 градусов на 100х. Добавление увеличения до 220х проявляет центральную звезду и петли, а сама туманность имеет светло-зеленый цвет.

В 1962 году Ричард и Хелен Лайнс открыли очень симпатичную комету, которая теперь носит название Seki-Lines. Это наблюдение туманности Сатурн было проведено в их телескоп, f/6 20-дюймовый Ньютон в местечке Мейр, Аризона. На увеличении 225х петли выглядят довольно тусклыми выростами из яркой центральной части. На 400х центральная звезда очевидна и петли выделяются более отчетливо. На этом более высоком увеличении заметно одно из ярких пятен на крыльях (Хелен Лайнс называет их бортовыми цистернами). Все эти наблюдения получены ночью, которую я оценил в 7/10 по прозрачности и устойчивости атмосферы, при этом я обнаружил, что фильтр UHC не помогает ни с центральным диском, ни с деталями крыльев. Некоторые наблюдатели, включая меня, видели светло-зеленый цвет туманности без установленного фильтра UHC.

NGC7009
Брэд Эрхорн (Brad Ehrhorn)/Адам Блок/NOAO/AURA/NSF

М2 является жемчужиной созвездия и одним из лучших объектов Мессье в небе. В 6-дюймовый Максутов-Ньютон с 22-миллиметровым окуляром это очевидно шаровое скопление, яркое, довольно большое, круглое и очень, очень яркое в середине. Разрешенных звезд нет, но скопление искрится. В 14-мм окуляр видно 10 разрешенных звезд, а боковым зрением шаровик удваивается в размере. При переходе к 6,7-миллиметровому окуляру всё еще заметно около 10 звезд, соответственно разрешенных, и еще порядка 20 на пределе видимости в 6-дюймовый телескоп превосходной ночью. Много тусклых членов выявляется боковым зрением.

На стар-пати в Орегоне, ночью в 7/10 по устойчивости атмосферы и 5/10 по прозрачности, мне посчастливилось взглянуть на этот великолепный звездный шар в 25-дюймовый телескоп f/4 с 12-мм окуляром, что давало увеличение порядка 210х. Скопление было круглым, очень ярким, очень крупным и демонстрировало намного более яркую середину. Я насчитал 38 звезд в одном квадранте при общем количестве разрешенных звезд не меньше 150. У этого очень яркого шаровика плотное ядро с множеством периферийных звезд, похоже на морскую звезду или скарабея. На юго-восточном краю ядра видна темная отметина. Великолепный вид!

m2
Адам Блок/NOAO/AURA/NSF

NGC 7184 — галактика, которую я наблюдал в 11-дюймовый Шмидт-Кассегрен. На 125х она довольно яркая и крупная, вытянутая 2 х 1 и демонстрирует яркую середину. Боковое зрение показывает вытянутую яркую центральную часть.

ngc7184

NGC 7723 выглядит довольно тусклой, относительно большой, более яркой в середине и вытянутой 2 х 1 на увеличении 125х. В 11-дюймовом Шмидт-Кассегрене у этой галактики довольно низкий поверхностный блеск

.ngc7723

Двойные звезды

Дзета Водолея — симпатичная, сочетающаяся пара. В 6-дюймовый рефрактор с 4,7-мм окуляром она выглядит разделенной 100% времени. Я вижу обе звезды белыми и в своих заметках отметил эту пару как крайне незаурядную.

Struve 2809 — довольно широкая пара в 6” с 14-миллиметровым окуляром, легко разделяется. Я вижу средне-желтый и голубой цвета, хорошо контрастирующие друг с другом.

coeАвтор Стив Коу (Steve Coe).

Публикуется с официального разрешения автора.

Перевод на русский realsky.ru

Оригинал статьи на cloudynight.com

Стив Коу - известный наблюдатель с более чем 30-летним стажем. Автор многих книг по наблюдательной астрономии. Цикл статей «Что наблюдать в...» рассчитан на продвинутых наблюдателей дипскай. Каждая статья - это тур по одному из созвездий с детальным описанием различных объектов, основанным на наблюдениях автора в различные инструменты, от бинокля до 32-дюймового телескопа.