объекты вызова Объекты, бросающие нам вызов: осень

Со сменой сезона наблюдатели Северного полушария быстро забывают о теплых летних ночах. Летнее небо, богатое скоплениями и туманностями, заменяется осенним, усыпанным галактиками. А с ним приходит новый, притягательный праздник дипскай-деликатесов, бросающий вызов нашим навыкам знатоков астрономии. Нижеследующее меню предлагает лишь несколько экземпляров из того, что приготовлено для нас в этом сезоне. Попытайте счастья с этими легкими закусками, а потом расширяйте список по своему усмотрению, чтобы придумать собственное меню соблазнительных осенних удовольствий.

Готовы принять вызов? Давайте выясним.

Бинокль

М33, великолепная спиральная галактика в Треугольнике, которую многие расценивают как итоговый тест на прозрачность осеннего неба. Она известна своей низкой поверхностной яркостью (светимостью на единицу площади), и множество любителей потратили долгие часы в безрезультатных попытках ее обнаружить.

Я с нежностью вспоминаю свое первое наблюдение M33 невооруженm33.jpg.ae0b72f708dd9f02405fcc79e49e9bbbным глазом давным давно,  во время конвенции Stellafane в Спрингфилде, штат Вермонт. Там в ранние утренние часы неофициально собралась наша группа, чтобы насладиться красотой сезонного неба. Это была исключительно ясная ночь, диск галактики Андромеды охватывал полные 3°. Затем мы увидели еще одно, гораздо более слабое пятнышко света на таком же расстоянии к юго-востоку от звезды Мирах. Оно было тусклым, но безусловно это было М33! Мне удалось взглянуть на самый далекий объект, который можно увидеть невооруженным глазом, отдаленный примерно на 2,7 миллиона световых лет.

Но пока небо не станет идеальным, первобытно чистым, наблюдение M33 одними лишь глазами будет невыполнимой задачей. И действительно, вернувшись домой, мне оказалось непросто различить ее в бинокль на пригородном небе со световым загрязнением. Проблема в том, что М33 большая... слишком большая. Несмотря на то что ее блеск оценивается в 6,3, свет от нее охватывает площадь, эквивалентную двум полным лунам, приставленным друг к другу. В результате М33 имеет очень низкую поверхностную яркость. Многие в поисках M33 случайно проходят прямо над ней. Основная хитрость при ее рассматривании — невооруженным  глазом ли, в бинокль или телескоп — это использование бокового зрения и очень медленное просматривание области.

m33_map.png.1eaa1ebb97f2a56c2950f5512e63

От 4- до 6-дюймового телескопа

Многие наблюдатели считают M33 в Треугольнике одним из самых сложных объектов для обнаружения на осеннем небе, так что для них будет сюрпризом узнать, что кое-какие из внутренних объектов M33 можно увидеть в маленькие телескопы.

n604.jpg.3218a4553d007a8d6267074a9a8059eNGC 604 — огромная область ионизованного водорода в одном из спиральных рукавов М33. Спиральный рукав расположен примерно в 11' от центрального ядра галактики. Мы можем лишь представить себе, как будет выглядеть NGC 604, если взглянуть на нее из глубин M33. По структуре она похожа на туманность Ориона (M42), но более чем в 1000 раз крупнее!

С нашей же наблюдательной точки NGC 604 сожмется до каких-то 1,5' в поперечнике, сияющих с блеском порядка 9. Тем не менее, при определенных условиях NGC 604 увидеть может быть проще, чем саму M33. В инструменты от 4 до 6 дюймов туманность выглядит как овальное пятно света с заметно более ярким ядром. В самые большие любительские телескопы можно обнаружить связанное с ней скопление молодых звезд 15-й величины и более тусклых.

От 8- до 10-дюймовых телескопов

Для следующего испытания давайте вернемся в нашу Галактику. IC 5217 представляет собой неплохую задачу для 8−10-дюймового телескопа. Туманность, находящаяся в 2° южнее беты Ящерицы и в 2º к северо-западу от альфы Ящерицы, практически скрыта в ярком потоке Млечного Пути, и скорее всего потребуется немного поохотиться за ней. Опуститесь южнее беты к звезде с блеском 6,9. Наблюдая в телескоп, ищите отчетливую цепочку из десяти звезд от 10-й до 12-й величины, которая изгибается юго-западнее этой звезды. IC 5217 находится в том же поле зрения к востоку-юго-востоку от цепочки. В моих наблюдательных заметках упоминается небольшой, слегка овальный сероватый диск в 8-дюймовый f/7 Ньютон на 150х. Большая ось туманности выглядела растянутой с севера на юг. Согласно каталогу блеск центральной звезды составляет 15,6.

ic5217_map.png.c280026f599c2e52cc25ce53d

От 12- до 15-дюймовых телескопов

NGC 1343 — малоизвестная галактика, расположенная в самом отдаленном, северо-восточном углу Кассиопеи. Несмотря на то что ее регистрировали и в меньшие инструменты, обычно для ее подтверждения требуется телескоп от 12 до 14 дюймов. Телескопы подобного класса с мощным окуляром выявляют небольшое рассеянное свечение, в которое погружено тусклое звездообразное ядро.

ngc1343.jpg.ace365d79e1dd10380c1cee625bfНа фотографиях с длинной экспозицией видно, что в галактике NGC 1343 выделяется кольцо, охватывающее галактическое ядро. Некоторые предполагают, что к возникновению этого характерного кольца привело столкновение, при котором меньшая галактика атаковала  более крупную почти перпендикулярно ее плоскости. Столкновение вызвало гравитационные приливные силы, породившие кольцо вокруг ядра галактики. Представьте, что бросили камешек в пруд. После удара камня о воду от точки соприкосновения распространяются периодические концентрические волны. Другие считают, что кольцо, заметное на фотографиях высокого разрешения, сделанных с помощью космического телескопа Хаббла, — это спиральные рукава, очень плотно свернутые вокруг галактического ядра.

n1343_map.png.2777f5db9ede3b00b8661eae81

16-дюймовый и более крупные телескопы

Из десятков групп галактик, рассыпанных по всему осеннему небу, группа NGC 48 в 136 миллионах световых лет является одной из самых трудно обнаружимых. Наблюдатели средних северных широт найдут шесть входящих в нее галактик в начале вечера вблизи зенита.

ngc48_group.thumb.png.eae5f85c5c3aacb4ff

Чтобы определить местоположение этого далекого галактического роя, сперва сконцентрируйте свое внимание на звезде 22 Андромеды с блеском 5, расположенной на севере центральной Андромеды. Переместившись на 2º к северо-северо-востоку, вы должны наткнуться на оптическую двойную звезду, состоящую из компонентов 5-й и 6-й величины. Отсюда всего несколько угловых минут до наших целей, поскольку галактики находятся примерно в 1º восточнее звезд.

Хотя NGC 48 имеет фотографическую величину 14,4 (относительно большую для этого класса инструментов), группа остается трудной для обнаружения из-за низкой поверхностной яркости. Она выглядит чуть больше, чем тусклое, похожее на звезду ядро, поглощенное еще более тусклым галактическом гало.

NGC 48 является самой западной в ряду из трех галактик. Всего в 3' к востоку расположена NGC 49 14-й звездной величины. Исключительно стабильной ночью боковым зрением можно обнаружить ее тусклое звездообразное ядро, проявляющееся как небольшое, слегка овальное пятно.

Самый восточный участник этого трио — NGC 51. Некоторые наблюдатели считают эту галактику наиболее яркой и простой в обнаружении, хотя ее фотографическая величина также составляет 14. Более яркое центральное ядро подчеркивает слегка овальный диск, что позволяет при особых условиях заметить NGC 51 даже в 10-дюймовый телескоп.

Остальные три галактики в группе сияют с блеском около 15 величины, что на самом пороге видимости любительских инструментов. IC 1534 заметна лишь как чрезвычайно слабое свечение примерно в 5' к юго-западу от NGC 48. Тщательное исследование с увеличением порядка 200x может продемонстрировать ее крошечный светящийся диск с ядром в центре. Точно к северо-востоку от IC 1534 расположена тусклая звезда с галактикой IC 1535 на буксире. Эта очевидно лишенная ядра галактика крупнее и тусклее IC 1534, что делает ее поистине сложным испытанием. Обе выглядят слегка вытянутыми, в то время как последняя галактика, IC 1536, почти идеально круглая. Ищите ее крошечное пятнышко серого света между двумя тусклыми звездами.

n48_map.png.84f6a4cb6a9ef7c2d74fa735861d

Имейте в виду, что для такого рода астрономического спорта вам понадобится подробная крупномасштабная карта этой области. Я рекомендую создать индивидуальную карту с использованием  одной из популярных астрономических программ, таких как MegaStar, The Sky или Skymap Pro. С ними будет гораздо проще вести поиск и идентификацию каждой тусклой галактики.

PhillАвтор Phil Harrington