телескоп от 15 дюймов Космический вызов: Центральная звезда туманности Кольцо и галактика IC 1296

Поскольку мы прощаемся с летом и готовимся встретить осень, я решил предложить в этом месяце не одну, а две цели, чтобы проложить мостик через смену сезонов. В небе они появляются рядом друг с другом, но их разделяют миллионы световых лет. И чтобы увидеть каждую из них, потребуется мобилизовать все апертурные ресурсы.

Одна из классических проблем, с которыми сталкиваются дипскай-наблюдатели в это время года, — это  обнаружение центральной звезды туманности Кольцо, прародительницы, с которой всё началось примерно 6000–8000 лет назад. Наблюдать центральную звезду Кольца — одно из тех испытаний, которые рано или поздно должен пройти каждый визуальщик-любитель.

Просмотр справочников по наблюдению, чтение онлайн-журналов о глубоком космосе, общение с друзьями и коллегами, которых я считаю ветеранами, а также мой личный опыт показывают, что для обнаружения центральной звезды требуется не иначе как «идеальный шторм». Пока всё не сложится правильно, звезда останется скрытой от глаз.

all_sky.jpg.a44d074083c6f7b69db301d05bb2
Выше: летняя звездная карта из книги Star Watch Фила Харрингтона, демонстрирующая расположение объекта этого месяца.

chart.jpg.8c0796f406c8b27c203aec292c57ca

Выше: поисковая карта рубрики «Космический вызов» этого месяца из книги Cosmic Challenge Фила Харрингтона.

Вам может быть интересно, из-за чего весь сыр-бор. В конце концов, звезда имеет 15-ю звездную величину, что мало, но в пределах досягаемости 15-дюймового (38-см) телескопа, а под темным прозрачным небом, возможно, и меньшего. Так почему же центральная звезда так сложна даже для самых больших дворовых телескопов?

Интересное наблюдение, которое я отмечаю снова и снова, пытаясь разглядеть центральную звезду. Чтобы увидеть ее, требуется прозрачное небо, но не обязательно темное. Многие любители приравнивают одно к другому, считая, что темное небо — это прозрачное небо, и наоборот. Это не так.

С точки зрения наблюдателя, состояние неба можно разделить на три категории: прозрачность, устойчивость (seeng, синг) и темнота неба. «Прозрачность» означает чистоту неба, а «устойчивость» — устойчивость воздушной массы над головой. Облака, дымка, влажность, а также искусственные и естественные загрязнители воздуха по-разному влияют на оба показателя. Наконец, «темнота неба» говорит об окружающем уровне фонового света. Световое загрязнение поднимает этот уровень. Люди часто путают термины «прозрачность» и «темнота» неба. Несомненно, городское небо может быть более прозрачным, чем сельское, но из-за светового загрязнения уровень темноты неба здесь ниже, и более тусклые звезды всё равно будут видны в пригородной местности, даже при более низкой прозрачности в ней.

А по теме, я несколько раз видел центральную звезду через свой 18-дюймовый (46-см) рефлектор в пригороде с предельной звездной величиной для невооруженного глаза 5, а во множестве других случаев полностью пропускал ее, хотя использовал то же оборудование в заметно более темной местности. Почему? Эта другая местность была более темной (т.е. с меньшим световым загрязнением), но небо не было таким прозрачным. Повышенный уровень дымки снизил контраст между звездой и окружающей туманностью ровно настолько, чтобы замаскировать звезду.

Это подводит нас ко второму компоненту наблюдаемости звезды: видимости. Без стабильных условий видимости атмосферная турбулентность размывает звезду ровно настолько, чтобы ее и без того низкоконтрастное свечение смешалось с отверстием пончика-Кольца. Без обоих условий — исключительной видимости и прозрачности — центральная звезда ускользнет даже от самого внимательного взгляда. Но требуется еще больше. Оптика вашего телескопа тоже должна быть чистой. Любого загрязнения, особенно кожного жира на линзе окуляра, будет достаточно, чтобы потерять звезду.

sketch.jpg.de8d7642964c257bddd7fbec8c40a

Выше: центральная звезда M57 и галактика IC 1296, зарисованные через 18-дюймовый (46-см) рефлектор автора. Юг на этом изображении вверху.

Взгляните на это удивительное изображение M57 и IC 1296, опубликованное членом Cloudy Nights tolgagumus на форуме CCD / CMOS Astro Camera Imaging & Processing еще в сентябре 2018 года. Это результат сбора почти 30 часов данных, полученных с помощью 14-дюймового (36-см) Planewave CDK модифицированного телескопа Dall-Kircham и формирователя изображения CCD Finger Lakes Instrumentation ML×694 в дистанционных DSW-обсерваториях в Роу, Нью-Мексико. Вы можете узнать больше об изображении, перейдя по ссылке на форум.

photo.jpg.4b6fff82af858b64144d8bbf392bf8
Выше: M57 и IC 1296. Фото: пользователь CloudyNights tolgagumus, http://tolgaastro.com/

В том же поле, в котором вы пытаетесь увидеть центральную звезду Кольца, плавает далекая тусклая спиральная галактика с перемычкой. Можете ли вы различить IC 1296? Это более сложная задача, чем позволяет предположить ее 14-я звездная величина. Всё потому, что, как мы часто видели раньше, поверхностная яркость галактики вносит искажения в совокупный блеск. Для телескопов от 15 дюймов и выше (>38 см) галактики 14-й величины — обычное дело. Но при условии, что их свет равномерно распределен по диску. В случае же с IC 1296 центральный узел галактики выглядит почти звездоподобным, а широкие спиральные рукава необычайно тусклы.

Еще в августе 2013 года в IC 1296 появилась сверхновая II типа, SN2013ev. Даже при том, что она едва достигла 16-й звездной величины, обнаружить ее было легче, чем родительскую галактику, потому что ее слабый свет был сконцентрирован в точечном источнике.

IC 1296 находится всего в 4' к северо-западу от M57, возле ромбика из четырех звезд 11–14-й величины, как показано на прилагаемой зарисовке и фотографии. Конкретнее, в 20" к юго-востоку от звезды на северном ребре ромба. Правильное увеличение, в дополнение к темному небу и правильно коллимированной оптике, является ключом к обнаружению тусклого свечения галактики.

Я могу сосчитать по пальцам, сколько раз за последние полдюжины лет я видел оба этих объекта через 18-дюймовый (46-см) телескоп в своей пригородной дворовой обсерватории. Летняя дымка, турбулентность воздуха и световое загрязнение быстро гасят и то, и другое. Но в те редкие вечера, когда влажность низкая, видимость спокойная, а Кольцо высоко в небе, сквозь него сияет неуловимая центральная звезда и ее крошечный галактический компаньон. Под превосходным небом их видно в телескопы не больше 10 дюймов (25 см), так что обязательно попробуйте.

Есть ли у вас собственный любимый объект? Я бы послушал о нем, а также о том, как вы справились с испытанием этого месяца. Напишите мне или отправьте сообщение в обсуждении этой статьи.

До следующего месяца, и помните, что половина удовольствия — это азарт охоты. Игра началась!