телескоп от 15 дюймов Космический вызов: Leo II

В апреле прошлого года темой этой колонки была карликовая сфероидальная галактика Leo I, случайно обнаруженная в 1950 году астрономами Робертом Харрингтоном (по-прежнему не имеющим отношения ко мне) И А. Дж. Уилсоном при просмотре фотопластинок Паломарского обзора неба. Я закончил статью словами: «Используя правильный окуляр и зная поле, вы сможете сравнительно легко добавить этот объект в список своих побед. Но не будьте слишком самонадеянны. Обнаружение его брата, Leo II — даже более сложная задача. Однако оставим это для будущей статьи».

И вот будущее наступило.

Мы вернулись, чтобы пройти по стопам Харрингтона и Уилсона. В статье «Две новые звездные системы во Льве» (журнал «Публикации Тихоокеанского астрономического общества», т. 62, № 365, стр. 118, 1950 г.) они объявили об открытии пары карликовых сфероидальных галактик в созвездии Льва. Более сложную из них они назвали Leo II. Вы можете знать ее под обозначением UGC 6253 в Общем каталоге Уппсала.

all_map_apr18.gif.dfa3d890d12519dcbb6958

Выше: весенняя звездная карта из книги Star Watch Фила Харрингтона демонстрирует положение сложного объекта этого месяца.

chart.jpg.ad2bbff587acb4510066213c44aa71

Выше: поисковая карта рубрики «Космический вызов» этого месяца, взята из книги Cosmic Challenge Фила Харрингтона. Кликните по ссылке, чтобы загрузить версию для печати.

Последующие исследования показали, что Leo II находится примерно в 783 000 световых годах от нашего Млечного Пути. Это почти в четыре раза дальше Большого и Малого Магеллановых Облаков. (Галактика Leo I, которую, на мой взгляд, проще обнаружить, находится еще дальше, на расстоянии около 900 000 световых лет).

В 2007 году команда японских астрономов, использующая 8,2-метровый телескоп «Субару» на вершине вулкана Мауна-Кеа (Гавайи), обнаружила, что, как и в Leo I, в Leo II преобладают старые звезды и очень мало межзвездного газа и пыли. Их результаты продемонстрировали, что звезды во внешних частях галактики содержат очень мало металла. Чем ниже содержание металла в звезде, тем старше она считается, поскольку металлы образуются только в ядрах массивных звезд. Когда эти звезды взрываются, их металлические ядра засеивают близлежащие туманности, в итоге заканчивая свою жизнь в будущих поколениях звезд. Так что лишенные металлов звезды Leo II являются старыми. Интересно, что звезды, расположенные ближе к внутренним областям галактики, демонстрируют большее количество металла, т.е. должны быть сравнительно молодыми. Астрономы сделали из этого вывод, что большинство звезд Leo II образовалось около 8 миллиардов лет назад, причем процесс начался с внешних областей и продвигался по направлению к центру. Около 4 миллиардов лет назад он прекратился, за исключением, как это ни странно, самого центра галактики.

Чтобы выследить этот карликовый сфероид под номером два, начните с Зосмы [дельты (δ) Льва] в львином хвосте. Просматривая поле через искатель, переместитесь на градус северо-северо-восточнее к звезде 8-й величины, а затем еще на 45' дальше, к тесной паре солнц 9-й величины. Накрутите окуляр, обеспечивающий реальное поле порядка полградуса, и сдвиньте эти две звезды в восточную часть поля зрения. Кто бы мог подумать, красная звезда 8-й величины при этом переместится к западному краю. А между ними ищите астеризм из звезд от 11-й до 13-й величины, напоминающий яркие звезды Плеяд, то есть маленький ковшик с короткой рукояткой. Чаша расположена южнее, ручка — севернее. Используя этот крошечный узор в качестве ориентира, ищите в 4' к северо-западу от звезды-ручки нежное свечение. Это Leo II.

sketch.jpg.26d788cffb51c6fcee382608e9e84

Выше: Leo II, зарисовка через 18-дюймовый (45,7 см) рефлектор автора.

Было несколько неудачных попыток, прежде чем я наконец нашел Leo II через свой 18-дюймовый телескоп в особенно ясный вечер несколько весен назад. На 171× он выглядел очень тусклым овальным диском, охватывающим примерно 6'×4', т.е. где-то вдвое меньше его полного размера на фотографиях. Повышение увеличения до 206× выявило более яркое ядро в сердце галактики, которое на меньшей мощности оставалось незамеченным.

Сравните мою зарисовку с выдающейся фотографией, сделанной модератором форума CloudyNights Дэном Кроусоном из О'Фаллона (Миссури). Конечный результат — это компиляция изображений, сделанных 1 марта, 2 марта и 29 апреля 2016 года в обсерватории Rancho Hidalgo на реке Анимас в Нью-Мексико. Он использовал камеру SBIG STF-8300M через 12-дюймовый (30 см) рефлектор f/8 Astro-Tech AT12RCT Ричи-Кретьена.

photo.jpg.53c0795ca0dc2c44aba0551e76adab

Выше: галактика Leo II, запечатленная Дэном Кроусоном, www.crowson.com.

Если присмотреться, можно заметить тусклый астероид, наложенный на правый нижний край галактики. В обсуждении на форуме CloudyNights он был условно идентифицирован как (27223) 1999 GC5 с блеском 17,5.

У вас есть свой интересный сложный объект? Я, как и другие читатели, буду рад узнать о нем, а также о том, что у вас получилось с испытанием этого месяца. Пишите сообщения в комментариях к статье или в обсуждении этой рубрики на форуме.

Помните, что половина удовольствия — это азарт охоты. Игра началась!

cc.jpg.069838ee474163f221824081d1f50997.Книга Фила Харрингтона "Cosmic Challenge", из которой выросла данная рубрика, доступна для приобретения.