Созвездие Пегас

TomT
Ах, Пегас! Для тех, кто наблюдает невооруженным глазом, Большой Квадрат Пегаса — характерная деталь осеннего неба в Северном полушарии. Как ни странно, не все звезды из «Большого Квадрата Пегаса» находятся в Пегасе: северо-восточная звезда — это альфа Андромеды. В свое время альфу Андромеды относили и к тому, и к тому созвездию, но при составлении официальных границ созвездий Большой Квадрат отдал Андромеде один из своих «краеугольных камней» — Альфераз.

Не вопрос, Андромеда будет рада вернуть его при необходимости.
 Созвездие Пегас. Общая карта

Пегас охватывает 1 121 квадратный градус неба: это седьмое по величине созвездие во всем небе. И все же из-за его положения, открывающего вид на межгалактическое пространство, для владельцев маленьких телескопов здесь довольно мало ярких объектов. Если же вам повезло иметь средний телескоп (8 дюймов и выше), то Пегас заставит вас потрудиться немалое время.

Список объектов Название Тип Зв. величина
  M15  шаровое скопление 6,3
  NGC 7331 галактика 9,5
  NGC 7479 галактика 10,9
  NGC 7814 галактика 10,8
  NGC 7619 галактика 11,1
  NGC 7626 галактика 11,2
Сложный объект Квинтет Стефана скопление галактик

Квадрат Пегаса
Крылатая лошадь Пегас — довольно замысловатое существо, особенно если рассматривать только его переднюю половину в ночном небе: и вверх ногами, и прямо… Если вам окажется сложно увидеть в этом созвездии лошадь, поверьте, вы не одиноки. Но сделайте еще одну попытку. Во-первых, если вы находитесь в Северном полушарии, картинка у вас перевернутая. Ориентируйтесь на изображение снизу и отметьте, что юг теперь соответствует вашему перевернутому взгляду. Зеленые линии — шея и голова, красным обведено тело (без крыльев) и синий — передние ноги коня, вытянутые в полном галопе.

Исторически мы можем проследить Пегаса до древних греков. Он был детищем Медузы и родился из ее шеи после того, как та была убита Персеем. Мне думается, что научная фантастика и фэнтези как «новое изобретение» должны быть очень благодарны древним...

Фигура Пегаса

Благодаря Вальтеру Скотту Хьюстону (автору “Deep Sky Wonders”) я впервые познакомился с идеей использовать Пегас как с тест на предельную звездную величину, видимую невооруженным глазом. Хьюстон пишет, что, подсчитывая видимые в Большом Квадрате звезды, можно определить свою предельную величину. Он отмечает, что при величине 6 вы должны видеть в квадрате 13 звезд. Мне кажется, было бы забавно продолжить эту шкалу. Подозреваю, что у многих читателей этой колонки небо хуже шестерки.

Кол. звёзд Предельная звёздная
30 6.5
17 6.25
13 6
9 5.75
7 5.5
5 5.25
4 5
3 4.75
1 4.5
0 4 и хуже

Вам, возможно, захочется проверить свою «предельную звёздную» при различных положениях Пегаса. Если горизонт в месте наблюдения позволяет, вы увидите, что NELM будет увеличиваться по мере приближения Пегаса к меридиану — воображаемой линии, которая проходит с севера на юг строго через зенит (зенит, который является точкой точно над вами). В зависимости от уровня свечения неба, влажности, местного светового загрязнения и других факторов ваше небо может в одних областях оказаться намного более темным, чем в других, а эта информация может пригодиться при планировании наблюдений.

Давайте бросим взгляд на три угла Большого Квадрата, которые действительно находятся в Пегасе. Начав с юго-восточного угла и двигаясь против часовой стрелки вокруг квадрата, мы имеем:

Гамма Пегаса (Альгениб) с блеском 2,83 — это третья по яркости звезда в созвездии. По данным спутника «Гиппарх» она расположена в 333 световых годах. Таким образом, свет, который вы видите сегодня вечером, оставил эту звезду примерно в 1670 году (примеч.: статья написана в 2003 году). Даю вам представление о событиях 1670 года: была основана торговая компания Хадсона; короли Англии и Франции тайно встретились, чтобы подписать соглашение, прекращающее военные действия между их странами (по крайней мере, на некоторое время); был открыт фосфор; Сенегал был заселен французами; было подавлено казацкое восстание на Украине; Генри Морган захватил Панаму.

Альфа Пегаса (Маркаб) имеет звездную величину 2,49 и находится всего в 139 световых годах от нас (снова «Гиппарх») — ближе всего из трех. Это значит, что фотоны, которые попадут в ваши глаза сегодня вечером, вылетели около 1864 года. Этот год видел продолжение американской гражданской войны, вхождение территории Монтана в состав США, гибель 70 000 человек от циклона, обрушившегося на Калькутту, Джеймс Клерк Максвелл открыл микроволновое излучение, при экспериментах с нитроглицерином погиб младший брат Альфреда Нобеля Эмиль, родились американский миллионер Джекоб Астор и знаменитый французский художник Тулуз-Лотрек.

Бета Пегаса (Шеат) с величиной около 2,4 находится в 199 световых годах. 1804 год был ознаменован концом французского правления на Гаити, началом первой Берберийской войны, появлением первого паровоза, покупкой Луизианы, началом экспедиции Луиса и Кларка, Бонапарт провозгласил себя императором (первый император Франции за 1000 лет), Испания объявила войну Великобритании, а немецкий астрономом К. Л. Хардинг открыл астероид Юнона (Juno). Подумайте, что переживает человечество в тот момент, когда вы бросаете взгляд в прошлое, на темно-оранжевый цвет Шеата.

Астрономия может стать для вас персональной машиной времени. Но эти цели — одни из самых близких, что мы посетим сегодня вечером. Вся остальная часть наших остановок за одним исключением будет в глубинах межгалактического пространства.

Любопытный факт: альфа Андромеды (Альфераз) была также известна как дельта Пегаса, пока Пегас не проиграл в небесном перетягивании каната...

Пегас не совсем уж лишен ярких объектов, он содержит три Колдвелла (Caldwell) и одного Мессье. Эти объекты видны в довольно маленькие телескопы (особенно M15), но вам поистине повезло, если вы уже поддались страшной и для разума, и для бумажника болезни — апертурной лихорадке, и купили телескоп диаметром 8 дюймов или больше.

Итак, без дальнейших предисловий давайте продолжим наш тур...

NGC 7814 (Caldwell 43)

NGC7814_map

Для начала остановимся в двух градусах к западу-северо-западу от гаммы Пегаса — у галактики NGC 7814, блеск которой составляет 10,5. На картинке она выглядит захватывающе, но владельцам маленького телескопа придется довольствоваться поиском небольшого комочка ваты, плавающего в межгалактическом пространстве.

7814

Если у вас более крупный телескоп, будьте осторожны, чтобы не остановиться на NGC 14. Эта галактика 12-й звездной величины может ненадолго смутить вас, поскольку находится почти точно между 7814 и гаммой, но имея блеск 12,2, она намного тусклее (в сравнении с 10,8).

В очень, очень темной местности галактику можно заметить в маленький 4'' телескоп, но мне обычно нужно не меньше 6–8 дюймов, чтобы выделить ее. Как ни странно, «Руководство пользователя по ночному небу» (“Night Sky Users Guide”) упоминает 7814 как бинокулярный объект. Я что-то сомневаюсь, но должен признаться, что на самом деле никогда не брался за нее с биноклем. Возможно, кто-нибудь из вас сообщит мне самую маленькую апертуру, с которой у вас получится выделить эту тусклую галактику. Вы действительно можете различить ее в бинокль? Как и в случае других тусклых галактик, попытайтесь при поиске минимизировать световое загрязнение: даже Луна может серьезно повлиять на вашу способность ее увидеть. Как только найдете ее, попробуйте чередовать высокое и низкое увеличения и отметьте результаты.

Нужно знать, что указанная в каталоге величина галактики — не обязательно лучший показатель ее видимости. Закаталогизированные величины фактически могут быть (и часто являются) фотовеличинами, а чувствительности эмульсионной пленки и человеческого глаза различаются. К тому же величина описывает блеск объекта, сжатого в точку, такого как звезда. А свет галактик распределен по более крупной области неба. Лучшим индикатором видимости галактики является ее поверхностная яркость, измеряемая обычно в звездных величинах, деленных на квадратную угловую секунду, — это яркость единичной площади. Однако никогда не отказывайтесь от поиска объектов с низким блеском или поверхностной яркостью — вы еще удивитесь!

NGC 7479 (Caldwell 44)

NGC7479 поисковая карта

А теперь — к одной из моих любимых галактик в Пегасе, NGC 7479.

Продолжайте двигаться вдоль основания Большого Квадрата, пока не доберетесь до альфы, а затем переместитесь на три градуса южнее.

Эта очень приятная спиральная галактика с перемычкой служит превосходной иллюстрацией того, что можно сделать с помощью большой апертуры и темного неба. С увеличением диаметра телескопа она демонстрирует всё больше и больше деталей. В небольшой телескоп нужно искать симметричный пучок света, который может напомнить рёберную или линзовидную галактику, более крупные телескопы начнут показывать всё больше деталей. Изображение слева очень напоминает вид в мой 18-дюймовый телескоп на увеличении ~200x в темной местности — звездное ядро, очевидная перемычка и два хорошо различимых рукава.

7479Foto
Рисунок, который в книге “Caldwell Objects” демонстрирует Стивен Джеймс О’Мира, тоже очень похож на изображение DSS выше. Удивительно, но он наблюдал со скромным 4-дюймовым телескопом. Стоит принять во внимание, что было это под безупречным небом Гавайев, но, тем не менее, это лишь показывает, чего можно добиться с помощью темного неба (и превосходных, хорошо натренированных глаз).

NGC 7619 и скопление галактик Пегас I.

peg_1_group_wide

Скажу сразу, эта цель не до такой уж степени хороша. В действительности ее следовало отнести к категории сложных объектов, но в этом месяце мне хотелось зарезервировать эту категорию для кое-чего особенного. Так что не расстраивайтесь, если не сможете обнаружить ее, но если получится, позвольте разуму осознать, что именно вы видите. Это довольно свободное скопление галактик, расположенное приблизительно в 250 миллионах световых годах. Всё правильно, 7619 — центр скопления «галактик» Пегас I.

7619 Поисковая карта

Если смотреть внимательно, можно обнаружить разбросанные на несколько полей зрения галактики, среди которых самыми яркими являются NGC 7619 (в центре) и NGC 7626 (слева), так что у вас есть большой шанс выделить их.

Мне не совсем удалось справиться с ними с 4-дюймовым телескопом, зато мой друг Рон Би выхватил обе, плюс еще NGC 7611.

Без сомнения, впечатляющий подвиг для телескопа 4". Направьте на это скопление галактик всю апертуру, что у вас есть, и посмотрите, что получится увидеть. Сделайте заметки и затем сравните с изображением DSS выше.

Обязательно выделите время на адаптацию глаз к полной темноте. Можно попробовать, наблюдая, засунуть голову под темное полотенце или простыню, чтобы перекрыть весь посторонний свет. Просматривая поле, используйте боковое зрение и очень медленно перемещайте телескоп (мы немного лучше воспринимаем тусклые объекты, если они кажутся нам движущимися). В конце концов, кого интересует, что подумают соседи?!

М15

M15 Поисковая карта

Как правило, мне нравится начинать наблюдательную сессию с захватывающего объекта наподобие M15, переходить к тусклым пушинкам, а после того как мои глаза привыкнут искать тусклые цели, заканчивать наблюдение парой ярких жемчужин. После всех этих тусклых бесцветных галактик M15 производит впечатление сенсации для глаз.

dss_m15

В темной местности M15 — объект для невооруженного глаза и легкая добыча почти для любого бинокля. В мой 4" рефрактор самый прекрасный вид получается на увеличении 100x при поле зрения чуть меньше градуса. Добавлять увеличение мне нравится по мере увеличения апертуры. Добираясь до больших телескопов, я люблю дробить этот шаровик на части на увеличении 400 или 500!

Какое увеличение потребуется вашему телескопу, прежде чем скопление будет выглядеть разрешенным по всей поверхности? И случится ли это вообще?

hubble_m15

В M15 скрывается приз для внимательного наблюдателя — весьма своеобразная планетарная туманность! Pease 1, которую в 1928 году отыскал Фрэнсис Пиз (Francis Pease), стала первой планетарной туманностью, когда-либо обнаруженной в шаровом скоплении. Pease 1 расположена так далеко, что в любительский телескоп кажется звездной при любом увеличении. Единственный реальный способ идентифицировать ее состоит в том, чтобы навестись на ее указанное местоположение, а затем мигнуть фильтром OIII. Планетные туманности имеют высокое излучение в диапазоне OIII, поэтому когда остальная часть звезд потускнеет, та, что останется яркой, и есть планетарка. Большинство наблюдателей, упоминающих о наблюдении Pease 1, находили ее с большой апертурой (12" и больше), однако есть данные, что ее удалось уловить в 8'' телескопы. Если вы заинтересовались Pease 1, обязательно посетите сайт, упомянутый в списке ссылок в конце статьи.

NGC 7331 — группа Deer Lick (она же Caldwell 30)

NGC7331_map

Добро пожаловать в одну из лучших галактик в осеннем небе (и по совместительству в группу галактик). С помощью этой галактики в астрономических текстах иллюстрируют, как выглядел бы Млечный Путь с аналогичной точки.

NGC 7331 — без сомнения, доминирующий член «группы Deer Lick», которая получила свое имя, очевидно, в память о великолепной наблюдательной ночи на участке солончаковой почвы, где олени лижут соль (такой участок и называется “Deer Lick”), неподалеку от парковой трассы Blue Ridge в горах Северной Каролины.

NGC7331

Легко различаю ее в 4-дюймовом телескопе на увеличении 40x и отмечаю «… фантастическую иголку, которая демонстрирует небольшую отчетливую мозаичность» при более высоком увеличении. 7331 и сама по себе выглядит захватывающе в любой апертуре, но большие телескопы позволяют взглянуть на ее окружение. С достаточно большой апертурой она становится похожа на Гулливера, окруженного армией лилипутов. Рассматривая ее в 15-дюймовый телескоп, я отметил: «Эта галактика типа Sb с блеском 9,5 просто превосходна... Увеличение 99x прекрасно выделяет ее в окружении и время от времени даже проявляет намеки на нечто вроде пылевого проулка с западной стороны. Само ядро выглядит незвездным и, возможно, даже немного мозаичным. Добавление увеличения до 243x еще больше затемняет небо и позволяет взглянуть на невыразительную NGC 7335 и NGC 7337. Обязательно поищите NGC 7336, которая маскируется под двойную звезду. Ее «компаньон», звезда 10-й величины, находится поблизости севернее».

7331carl

Она по силам любому телескопу, в книге “Caldwell Objects” О’Мира говорит, что NGC7331 входит в число самых больших из известных галактик. Ее диаметр (если исходить из расстояния 47 миллионов световых лет) составляет 130 000 световых лет, что соответствует размеру и массе большой галактики Андромеды — M31.

7331 Поисковая карта

Это довольно яркая галактика, и должно быть легко выделить ее при обследовании неба, но с выбором начальной точки поиска могут возникнуть трудности. К счастью, есть решение. Если вы можете видеть невооруженным глазом Пи и Эту, представьте прямоугольный треугольник. 7331 расположена прямо в 90-градусном угле. Если невооруженным глазом вы эти звезды не видите, можно использовать метод звездных троп, начать с беты и «обойти угол», так сказать. Какой метод ни выбери, вы не проиграете — 7331 стоит усилий.

Помимо того, что 7331 — прекрасный объект сама по себе, она является отправной точкой для финального, сложного объекта этого месяца.

Сложный объект: Квинтет Стефана

Квинтет Стефана Поисковая карта

Квинтет Стефана — 5 галактик, втиснутых в 3,5' неба, которые входят в список любого серьезного наблюдателя дипскай.

К сожалению, даже самая яркая из группы, NGC 7320, довольно тускла: ее блеск — 12,5. В умеренно темной местности я видел все 5 галактик в 10-дюймовом телескопе, так что под приличным небом 7320 должна быть видна и в телескоп меньшего размера. Но, в конечном счете, вы ничего не узнаете, пока не попробуете сами.

Квинтет Стефана

Любопытный факт: своего рода восходящая звезда экрана, Квинтет Стефана использовался для изображения группы ангелов в рождественском фильме 1946 года "Эта замечательная жизнь".

Кое-кто может счесть эту группу сложноватой для типичных владельцев небольшого телескопа, однако меня постоянно удивляет информация, которую я получаю от различных людей: некоторые, похоже, добираются до сложных объектов почти без труда, так что я предлагаю ответить на следующие вопросы:

Квинтет Стефана детальная карта
Какой наименьший телескоп позволит вам различить по крайней мере одну из звезд Стефана?
С каким наименьшим телескопом вы сможете различить все 5 членов квинтета?

Если вы видите квинтет целиком, значит вы поднялись на один из желанных пиков любительской астрономии.

Мои поздравления!