В выпуске за август/сентябрь я дал несколько рекомендаций на последние месяцы лета. В этот раз мы посмотрим, что не даст нам заснуть холодными осенними ночами. Как и в прошлый раз, мы устроим нашим монтировкам тренировку и будем понемногу перемещаться. Я снова дам несколько конкретных рекомендаций по некоторым объектам, а более полный список предпочтительных целей приведу в конце статьи.
Объекты для начинающих
За одним исключением объекты для начинающих этого выпуска были выбраны потому, что их относительно легко найти. Едва они окажутся в поле зрения и вы разместите их так, как вам нравится, можно начинать сбор и обработку данных.
Не забывайте о Луне. Она большая, яркая, и ее легко запечатлеть. Задача состоит в том, чтобы поймать хороший фокус и мелкие детали. Луна находится очень близко к нам, поэтому экспозиция должна быть максимально короткой. Постарайтесь максимально хорошо сфокусироваться, а затем делайте сотни экспозиций. Тогда у вас будет достаточно снимков для сложения.
Моя первая рекомендация — это широкоформатный снимок пары скоплений, NGC663/NGC654, расположенной в созвездии Кассиопеи. Чтобы оба они уместились в одном кадре, потребуется поле зрения не меньше 2°х1,5°. Наведите телескоп по координатам R.A.: 01h46m09.0s Dec.: +61°14'06" и оба скопления окажутся в вашем поле зрения. Если нет возможности уместить оба — я, например, не могу — можно попробовать сделать коллаж, сняв их по отдельности, а затем объединив в одной из программ для обработки изображений.
Рисунок 1: NGC 663/654, фото предоставил Джим Томмс http://jthommes.com/Astro/index.htm
Каким бы путем вы ни пошли, вам не потребуются слишком уж длинные выдержки. Достаточно 10 экспозиций по 2 минуты в каждом канале. Если вы снимаете цветной камерой и сразу делаете многоцветный снимок, понадобится порядка 30 экспозиций от 2 до 3 минут каждая. На изображении представленном Джимом Томмсом (Jim Thommes), вы можете видеть NGC 633. В левом верхнем квадранте находится NGC 654. Уделите минутку и обратите внимание на едва заметную окраску звезд на этой фотографии, включая прекрасную оранжевую звезду справа от NGC 633 и большую голубую над ним. Отметьте, как тщательно они были обработаны, чтобы края не выглядели грубыми и обрезанными. Это превосходный пример тонкой обработки изображений звезд.
Рисунок: M103, изображение автора
Вы обязательно должны попробовать силы еще на каком-нибудь скоплении из этой области, их здесь множество. Перед вами богатое звездное поле в качестве фона. Экспериментируя здесь, можно запросто забыть о времени, поскольку Кассиопея — созвездие околополярное (незаходящее). К примеру, очень красивое скопление M103 приятно выделяется на плотном звездном фоне. Его собственные звезды лишь ненамного ярче фоновых, зато поле изобилует разнообразными цветами. Приведенное здесь LRGB-изображение составлено из 40, 20, 30, 30 минут на каждый канал соответственно с использованием 2-минутных экспозиций. Поскольку погодные условия той ночью, когда я проводил съемку, были отличные, обработка оказалась довольно простой. С помощью программы, поставляющейся вместе с фотоаппаратом, я откалибровал, выравнял и объединил снимки каждого цвета. Затем я скоординировал 4 получившихся файла, импортировал их в Photoshop и применил параметр слияния в функции «Объединить каналы» (Channel Merge), чтобы сгенерировать RGB-изображение. Я немного над ним поработал, после чего добавил данные по светимости как новый слой в режиме наложения (Layer Blending Mode) для яркости и регулировал непрозрачность до тех пор, пока не остался доволен результатом. Последним шагом было легкое смягчение звезд, я выделял конкретные звезды, регулируя их затухание по краям. В сети описывается много способов это сделать. Читайте и ищите тот, который понравится вам больше других.
Перед тем как оставить Кассиопею, выделите время и поработайте еще над одной парой изображений. Collinder 463 содержит около 50 звезд различных цветов, которые вполне симпатично проявляются при использовании 2½ часов данных LRGB, где 1 час выделен на светимость и по полчаса на каждый канал. Если время поджимает, можно не тратить его на светимость, а просто собрать данные RGB. Вы частично потеряете сияние на изображении, но зато зафиксируете все цвета.
NGC 133 не может похвастаться таким цветовым многообразием, как M103, зато имеет уникальную форму в виде буквы Y. Многие из окружающих NGC 133 звезд демонстрируют различные цвета, от темно-оранжевого до бледно- розового, а в зависимости от ширины поля зрения в этой области можно увидеть несколько более ярких голубых звезд. На представленном здесь фото Y довольно небольшая, но вы должны без труда ее обнаружить. Это LRGB-изображение потребовало 20, 8, 10 и 10 минут соответственно и было довольно простым в обработке.
Рисунок 3: NGC 133 — Y-образное скопление
У нашей подруги Кассиопеи есть для нас несколько туманностей на выбор. NGC 281, она же туманность Пакман (Pacman), названная так за сходство с иконкой одноименной видеоигры, представляет собой изрядную проблему и для начинающих, и для опытных фотографов. Сравнительно просто собрать достаточное количество данных, чтобы выявить основную форму и цвет туманности. Однако чтобы вывести на свет все детали этой жемчужины, вам потребуются очень длительные выдержки, порядка десяти 10-минутных экспозиций в каждом цветовом канале. А больше, разумеется, еще лучше. Если ясная погода будет несколько ночей подряд, можно каждую ночь потратить на один цвет и посмотреть, что получится вытащить из данных — это будет грандиозный проект. Сделав это, вы сразу попадете из мира новичков в царство экспертов. Продемонстрированная здесь версия получена в результате сложения 120 минут по светимости и лишь 30 минут в каждом из каналов (красном, зеленом и синем) с использованием 4-минутных экспозиций; мою работу по ее созданию следует отнести куда-то между новичком и экспертом. Этот уровень можно назвать «ленивый эксперт» — достаточно долго для получения хороших данных, но недостаточно для получения исключительных данных.
Рисунок 4: NGC 281 — туманность Пакман. Изображение автора
M45 — это еще один замечательный объект для любого астрофотографа. Если у вас достаточно широкое поле зрения, то все звезды этого астеризма, также известного как Семь Сестер, могут уместиться в одном поле. Скорее всего, потребуется сочетание длинных и коротких экспозиций, чтобы, скомбинировав их, можно было проявить окружающую звезды едва заметную туманность, не влияя при этом на природу звезд, т. е. не увеличивая их в размере, что может получиться при передержке. С этой чудесной маленькой группой звезд связано много историй, но моя любимая — об индейских воинах, способных увидеть все семь звезд. Только тот, кто мог различить все семь звезд, считался достойным войти в ряды защитников племени. Это требовалось потому, что воевать на первой линии обороны доверяли только лучшим лучникам с превосходным зрением. Форму этого скопления также можно распознать на логотипе автомобилей «Субару» (понятия не имею почему, но, по-моему, это очень здорово). LRGB-изображение, которое создал Боб Фера (Bob Fera), является результатом 50 минут экспозиции по 5 минут в каждом канале данных. Видно, что его камера более равномерно сбалансирована по цветочувствительности, чем моя. Я всегда настраиваю счетчик экспозиций так, чтобы собрать больше зеленого и синего, чем красного. Как бы там ни было, уверен, что вы согласитесь — Боб создал фантастическое фото.
Рисунок 5: M 45. Изображение Плеяд любезно предоставил Боб Фера www.feraphotography.com
Сезон галактик подходит к концу, но на парочку времени хватит. Из доступных в октябре я могу порекомендовать в этот раз только две. К наступлению ноября они, вероятно, будут вне поля зрения или окажутся в такой глубине на низких широтах, что станут недостойны ваших усилий. Галактику Цевочное колесо (M101) часто снимают. Она расположена в Большой Медведице, что делает ее доступной большую часть года, но осенью она слишком низко опускается над северным горизонтом. Цевочное колесо— одна из самых известных спиралей с упорядоченной структурой (Grand Design). Она довольно большая и относительно яркая, поэтому вам не потребуется столько данных, сколько требовали некоторые галактики из предыдущих выпусков. Тем не менее, придется увеличить количество экспозицией, чтобы справиться с шумом, который возникает на снимках объектов, расположенных низко над горизонтом. Съемка через всю толщу атмосферы — задача непростая. В данном случае я предлагаю использовать выдержку от 2 до 4 минут и выделить как минимум 1 час для каждого канала данных.
Галактика Треугольника (M33) тоже скоро исчезнет, но она стоит вашего времени, если вы такой же фанат галактик, как и я. Здесь представлен один из снимков, которые я сделал в конце сентября, а вообще ее можно снимать до середины октября. Я взял 1½ часа на светимость, 30 минут на красный канал и по 40 минут на зеленый и синий. Во всех случаях использовались 2-минутные экспозиции. Пришлось накрутить редуктор фокуса 6,3 на 480-миллиметровый рефрактор f/6, чтобы мой маленький фотоаппарат смог «видеть» галактику целиком, так что вам потребуется довольно широкое поле зрения. При взгляде на изображение становится довольно очевидно, что нужно гораздо больше времени и, возможно, более длительные экспозиции, чтобы снимок заиграл.
Рисунок 6: M 33. Изображение автора
Рисунок 7: M 71. Снимок предоставил Дон Уэйд http://www.waid-observatory.com/
Сложные объекты
Что касается объектов посложнее, то есть множество таких, которые поднимаются достаточно высоко, чтобы можно было на них попрактиковаться. Давайте начнем с нескольких скоплений. M56 — симпатичное, относительно небольшое шаровое скопление, которое довольно трудно выделить из фона окружающих звезд. Придется поэкспериментировать с экспозицией, чтобы найти наиболее подходящий вариант для съемки на вашем оборудовании. Объект относительно яркий, так что слишком длинная выдержка не понадобится, при передержке вы не сможете разрешить ни одну из центральных звезд. Но настоящие проблемы с этим скоплением возникают при обработке. Вы должны быть очень осторожны, пытаясь создать границу между ним и остальными звездами. Здесь не помешает умение выделять одну часть изображения от другой.
NGC 2419, также известное как Галактический Скиталец, находится в Рыси и чуть более тусклое, чем M56. Этот объект с блеском 10,4, расположенный низко над горизонтом, проверит ваши способности по сбору данных сквозь атмосферную турбулентность. Скорее всего, понадобится экспозиция порядка 5 минут, при условии, что вы не достигнете предела эффективной выдержки. Также нужно будет собрать по меньшей мере час по светимости. В принципе достаточно и 30 минут данных в цветовых каналах, но я бы предложил попробовать 45 минут на каждый. В отличие от М56 скопление NGC 2419 не представляет трудностей в отделении от фоновых звезд. В этой области их не так много.
Рисунок 8: NGC 7635. Изображение туманности Пузырь предоставл Дон Уэйд http://www.waid-observatory.com/
M71 в Стрельце — это прекрасное шаровое скопление для съемок в это время года. Вам придется работать довольно быстро, поскольку в течение ночи оно снижается. Однако все ваши усилия будут щедро вознаграждены. Представленное здесь LRGB-изображение Дона Уэйда (Don Waid) является результатом сложения 60, 30, 30 и 30 минут соответственно и составлено из 5-минутных экспозиций. Сложность здесь в том, чтобы собрать достаточно света и обеспечить достаточное увеличение. Это фото было сделано на 14-дюймовом телескопе Шмидта-Кассегрена, так что вы видите большую светосилу и увеличение.
NGC 7635 — туманность Пузырь относится к очень богатой части неба. Планетарная туманность окружает горячую звезду примерно в 20 раз массивнее Солнца. Это невероятно трудная цель. Ваши первые попытки могут показать потенциал объекта. Однако для достижения результатов, подобных приведенному здесь образцу Дона Уэйда, придется приложить значительно больше усилий. Этот снимок был сделан на 10-дюймовом Шмидт-Кассегрене, по 10 минут экспозиции во всех каналах, в общей сложности здесь 160 минут светимости и по 40 минут в каждом цветовом канале.
Тем не менее, я не считаю, что необходимо снимать ее отдельно и крупным планом, чтобы создать прекрасное изображение. Я видел несколько замечательных снимков, сделанных с гораздо более широки полем, чем в версии Дона. На самом деле, если взять поле зрения пошире, можно сделать действительно симпатичный снимок с M52 в том же кадре, создав очень красивую пару.
Эта цель очень интересно выглядит на узкополосном изображении. Как можно было догадаться, для его создания потребуется существенно увеличить длительность и количество экспозиций. Я использовал выдержку не больше 8 минут, но у меня узкополосный фильтр с относительно широкой полосой. У моего ширина полосы пропускания 13 нм, что относится к верхней границе узкополосной категории. Если у вас более узкий фильтр, определенно понадобится удлинить выдержку, примерно до 15 минут плюс-минус.
Все последующие объекты — это темные туманности. Первая из них хорошо известна, а вот о второй и третьей вы, скорее всего, услышите впервые. Эти объекты представляют совсем иные сложности, чем большинство туманностей. Вам придется провести немало времени за сбором данных, достаточных для того, чтобы проявить окружение, на фоне которого истинная цель раскроется во всей красе. Реальный фокус в том, чтобы обработать данные таким образом, чтобы казалось, что темная туманность плавает на переднем плане — как происходит в действительности. Например, Barnard 33 Джея Баллауэра (Jay Ballauer) выглядит так, будто голова лошади просовывается сквозь передний край яркой туманности IC 434. Джей мастерски проделал работу по сбору необходимого количества данных, а затем аккуратно их обработал, в результате чего проявились все тонкие детали Конской Головы и IC 434, причем обе туманности выглядят естественно. А ведь это как раз тот случай, когда можно легко переборщить с резкостью в попытке разделить два объекта. Для создания этого потрясающего снимка потребовалось 160 минут на светимость (по 20 минут на каждую экспозицию) и 60, 40 и 50 минут на каналы RGB (по 10 минут на экспозицию) соответственно. А о часах, проведенных за выделением деталей, я даже и говорить не буду!
Джей представил нам Конскую Голову очень крупным планом. Применение столь крупного увеличения создает немало проблем. Для начала нужно будет найти объект. Как можно заметить, он заполняет фактически весь кадр, так что если вы чуть-чуть промахнетесь мимо цели, вы не увидите ее. Кроме того, при экспозиции на таком масштабе понадобится абсолютно идеальное слежение за объектом. Последнее и, возможно, самое главное — фокус должен быть настроен тютелька в тютельку, или конечный результат получится расплывчатым и неконтрастным. Если у вас нет оборудования, которое хорошо работает на таком увеличении, лучше снимать с более широким полем зрения. Тогда изображение будет включать несколько объектов. Правда, в кадр попадет и яркая звезда Альнитак, поэтому вам придется найти способ контролировать ее блеск, чтобы он не отвлекал внимание.
Рисунок 9: Barnard 33 — Конская Голова. Фото Джея Баллауэра http://www.allaboutastro.com/
Следующий сложный объект, на котором мы остановимся, это Barnard 26. Приведенный здесь снимок предоставил Джим Януш (Jim Janusz), это результат 6 часов по светимости и 9 часов данных RGB. Изображение содержит голубую отражательную туманность vdB 31, расположенную прямо возле темной туманности. Обратите внимание, как хорошо Джим отделил Barnard 26 от звездного поля. Я искренне завидую мастерству, которое он проявил при передаче шоколадно-коричневого цвета, присущего большинству темных туманностей. Если вам хватит терпения собрать необходимые данные, этот объект станет великолепным дополнением к вашей коллекции.
Рисунок 10: Barnard 26. Автор фото — Джим Януш http://www.astroimager.net/
Последний образец темной туманности, который я хочу вам предложить, это Barnard 7 от Мэла Мартина. Вы видите результат 4 часов экспозиции через первоклассный рефрактор. Это крупное образование из газа и пыли в созвездии Тельца достаточно плотное, чтобы почти полностью блокировать свет от маленькой голубой эмиссионной туманности в центральной части кадра. Маленькая голубая туманность — это, по всей видимости, Cederblad 31. На мой взгляд, Barnard 7 очень похожа на ядерный гриб, поглотивший этот участок неба.
Рисунок 11: Barnard 7. Изображение предоставлено Мэлом Мартином
http://web.me.com/melmartin/Deep_Space_Images/
Это не единственная темная туманность в данном регионе. В этой части неба вы найдете Barnard 1, 8, 12, 29 и 34, а также несколько темных туманностей из каталога Линда (LDN). Если объекты подобного типа производят на вас впечатление, готовьтесь провести в этой области как можно больше времени.
О туманности IC63, которая расположена немного севернее гаммы Кассиопеи, известно не так много. Тем не менее, Джим Мисти (Jim Misti) проделал огромную работу, чтобы запечатлеть этот объект и поделиться с нами опытом. Здесь мы видим снимок, который сложен из 45 минут по светимости и по 15 минут в красном, зеленом и синем канале с 5-минутным шагом. Однако Джим использовал очень большой телескоп, так что если у вас нет инструмента порядка 20 дюймов, придется существенно увеличить время. Всё, что меньше 12-дюймового телескопа, потребует по крайней мере 10-минутной экспозиции, а также примерно двукратного увеличения общего времени воздействия для каждого канала, так что если вы стремитесь создать такой же богатый образ, как у Джима, ориентируйтесь на полтора-два часа по светимости и не меньше получаса на каждый цветовой канал.
Рисунок 12: IC 63. Автор Джим Мисти http://www.mistisoftware.com/astronomy/index.htm
Это прекрасное изображение. Вы видите лицо, вырисовывающееся в нижней части туманности? Оно напоминает мне Злую Ведьму Запада. Только взгляните на подбородок и заостренный нос! Слышите, как она хохочет над вами сверху? Хорошо еще, что Джим не сделал изображение зеленым, иначе было бы слишком жутко.
Я не забыл про ваше узкополосное оборудование. В этот раз у меня для него три предложения. Все три наверняка хорошо вам известны, но, думаю, вы согласитесь, что они заслуживают внимания в любое время, когда доступны для съемки. Первый объект — это IC 1396, одна из крупнейших эмиссионных туманностей в ночном небе, размером около 140х170 угловых минут — почти три градуса в поперечнике! IC 1396 наиболее известна благодаря тому, что содержит туманность Слоновий Хобот. Находится IC 1396 в созвездии Цефея и по сути представляет собой звездные "ясли", в которых обитает множество молодых и недавно сформировавшихся звезд. Яркое звездное скопление в центре также носит обозначение IC 1396. Обнаружив его и приступив к съемке, вы попадете в цель.
Весь этот регион усыпан множеством темных туманностей, так что изображение должно получиться очень интересным. В этой области можно получить великолепный результат, снимая как общим планом, так и крупным.
Рисунок 13: IC 410. Фото Головастиков Нила Флеминга www.flemingastrophotography.com/
Для этого региона потребуется огромный объем данных. Для начала я бы предложил около 5 часов для фильтров Hα, ОIII или SII с максимальной длительностью экспозиции, которую поддерживает ваше оборудование и допускают атмосферные условия. Чем больше времени вы здесь потратите, тем более щедрой будет ваша награда. Переборщить со временем здесь просто невозможно. Поверхностный поиск в интернете показывает столько впечатляющих изображений, что и не сосчитать. Попробуйте превзойти результаты других.
Следующий снимок предоставил Нил Флеминг (Neil Fleming). Это IC 410, или Головастики. В этой версии Нил решил использовать только данные Hα, и я считаю, это был отличный выбор. Благодаря этому головастики очень отчетливо выделяются. Но вы должны понимать, что в душе я черно-белый фотограф, поэтому наверняка необъективен. Версия Нила является результатом 13 часов 30 минут экспозиции под необыкновенно темным небом восточного Массачусетса. Однако, где бы мы ни снимали, мы должны стремиться приблизиться к такому же результату.
Как указано на сайте APOD, IC 410 — это бледная пыльная роза на северном небе, которая расположена в созвездии Возничего на расстоянии порядка 12 000 световых лет от Земли. Это облако светящегося водорода размером 100 световых лет в поперечнике имеет форму, обусловленную звездными ветрами и излучением находящегося в нем скопления NGC 1893. Отметьте на этом детальном широкоформатном снимке два относительно плотных хвостика, тянущихся из центра туманности. Эти «головастики» представляют собой сгустки плотного, холодного газа и медленнее сопротивляются разрушающему излучению горячих звезд. Высокая радиация медленно разъедает эти газовые карманы, потоки вещества устремляются от звезд, образуя хвостики, заметные на фотографии. Эти космические головастики составляют в длину примерно 10 световых лет и, вероятно, являются местом непрерывного образования звезд .
Рисунок 14: IC 1848 — туманность Душа. Автор Нил Флеминг www.flemingastrophotography.com/
Моя последняя рекомендация — это IC 1848, также известная как туманность Душа. И снова я полагаюсь на Нила Флеминга, чтобы продемонстрировать, как это должно выглядеть. Я почти на сто процентов уверен, что в интернете не найти лучшего изображения этого объекта. И снова Нил указывает экстремально высокие числа для времени экспозиции. Данная версия является результатом более 34 часов воздействия. Мне трудно даже представить, сколько времени он провел за обработкой данных.
Как обычно, Нил использовал фильтры с очень узкой полосой пропускания, 6 нм, и очень длительные экспозиции, по 30 минут каждая. Я подозреваю, что большинство из нас не сможет использовать выдержки такой длительности по целому ряду причин. Моя монтировка не позволяет так долго и точно отслеживать объект, даже с автоматическим ведением. Кроме того, узкополосные фильтры у меня с полосой пропускания 13 нм, так что я достигну своего предела эффективной выдержки* задолго до 30 минут; скорее минут через 15. Но даже независимо от ограничений, если хочешь достичь такого же уровня детализации, как у Нила, придется проявить гораздо больше терпения, чем способен проявить я. У меня сбор 34 часов данных займет несколько месяцев, а это значит, что мне пришлось бы растянуть его не на один съемочный сезон. Я и представить не могу, какое нужно терпение, чтобы через 12 месяцев всё идеально совместить.
Даже если вы не можете сравниться с Нилом по количеству данных, внимательно посмотрите на окружение туманности. Видите ли вы пурпурный оттенок звезд и/или гало, которые обычно свойственны узкополосным изображениям? Вот и я не вижу. Понятия не имею, как он это сделал, но Нил в очередной раз проявил в обработке выдающиеся способности. Не знаю, как вы, а я завидую его мастерству.
Вот и подошла к концу еще одна статья. Искренне надеюсь, что вам понравились советы и фотографии, которыми я с вами поделился, и что вы обязательно возьметесь запечатлеть некоторые объекты, представленные здесь или вошедшие в список ниже. Начинающим подойдет любой объект из первого раздела. А если у вас уже есть некоторый опыт, не исключено, что во втором разделе вы найдете что-нибудь, о чем не знали, и сделаете пару снимков.
Погода в течение ближайших двух месяцев обещает быть хорошей. Вряд ли будет слишком холодно, чтобы остаться на улице вместе с оборудованием и наслаждаться зрелищем — невооруженным глазом или в бинокль — но немного утеплиться придется. Как бы там ни было, идите дальше, продолжайте вглядываться ввысь!
Как всегда, не забывайте делится своими результатами на форуме или в личном блоге!
*Предел Эффективной Выдержки (sky-fog limit) — максимальная эффективная выдержка, выше которой начинается деградация/потеря деталей в самой тусклой части объекта, за счет туманного свечения неба.
Дэвид Снэй — бывший разработчик программного обеспечения, живущий в центральном Массачусетсе. Он окончил Вустерский политехнический институт и больше 10 лет был астрономом и астрофотографом. В настоящее время Дэйв посвятил себя художественной фотографии, специализируясь на черно-белых снимках.
http://webpages.charter.net/dsnay/astro
Нет комментариев для отображения
Создайте аккаунт или войдите для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунт
Войти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас