Рекомендации и советы по астрофото на февраль и март от Дэвида Снэя


Дэвид Снэй

Зима идет на убыль, и это может означать только одно: сезон галактик на подходе! Вам по-прежнему требуется подготовить тяжелые пальто, перчатки и сапоги. Они вам пригодятся. 

 

Объекты для начинающих

 

Марс в январе достиг оппозиции, но и в феврале будет по-прежнему очень ярким. Когда я писал эти строки, Марс находился примерно на полпути между Львом и Раком, но в феврале и марте будет перемещаться по Раку (статья  написана в 2010 г. — Прим. пер.). Вам понадобится значительное увеличение и очень много экспозиций. Съемка Марса требует больше экспозиций по сравнению с Луной, для которой я обычно рекомендую несколько сотен выдержек, чтобы обеспечить достаточно высокое качество. Сатурн снова начинает свой путь по небу. Чем дальше мы погружаемся в февраль, тем раньше восходит Сатурн. Снова станут заметны кольца, пусть и едва открытые нашему взору. Зато появится шанс сделать изображения, демонстрирующие одновременно северный и южный экваториальный пояса в большей степени, чем это обычно возможно. 

 

Как всегда, для начала предлагаю вам пару обзорных снимков. M48 — красивое рассеянное скопление, расположенное примерно на середине пути между созвездиями Гидры и Единорога. Официально оно принадлежит Гидре. Показанная здесь версия была сделана при не самых благоприятных условиях, что можно заметить по довольно грубому фону. Также можно было использовать более длительную выдержку, поскольку здесь в общей сложности всего 20 минут в красном канале и по 40 в зеленом и синем. Данные по светимости я вообще не использовал. Скопление находится в относительно плотной части неба, где обнаруживается много цвета и несколько очень интересных цепочек. Для этого изображения я использовал короткие выдержки по 2 минуты. Я думаю, с 4- или 5-минутными получилось бы лучше, как и при увеличении их количества. Если ваша система не поддерживает 5-минутные выдержки, попробуйте порядка 50 экспозиций по 2 минуты каждая и согласуйте число экспозиций с цветочувствительностью камеры. Моя DSI очень чувствительна к красному, так что я обычно использую примерно вдвое меньше экспозиций в красном, чем в зеленом и синем. 

 

m48.jpeg.f298d7c91edc3628ed11ab39de94f36

Мессье 48. Изображение Дэйва Снэя 

http://webpages.charter.net/dsnay/astro/

 

Есть несколько хорошо описанных методик, призванных помочь вам определить правильные коэффициенты камеры. Мою любимую изобрел я сам. Родилась она в процессе моей работы с черно-белой пленкой и ручным калибровочным фотометром. Всё, что понадобится, это полнолуние и серая карта из любого магазина фототоваров. Сделайте по одной экспозиции серой карты в каждом цветовом канале. Длительность у них должна быть одинаковой. Убедитесь, что ее достаточно, чтобы обеспечить хорошие данные, но не достаточно для насыщения сенсора. Может потребоваться несколько попыток, чтобы определить наименее чувствительный канал, но вы можете воспользоваться окошком гистограммы — если приобретенное программное обеспечение его поддерживает — чтобы удостовериться в пригодности данных. Выдержка не обязательно должна быть большой, но она должна быть достаточно долгой, чтобы обеспечить данные во всех каналах. Затем импортируйте каждое из полученных изображений в Photoshop или другую программу редактирования изображений, объедините их, чтобы получить цветное изображение и измерьте значение где-нибудь возле центра изображения. Для сбалансированного изображения нужно, чтобы показатели были равны. Если они не равны даже примерно, простая математика позволит вам рассчитать относительную чувствительность в каждом канале и в соответствии с этим подогнать соотношения выдержек. 

 

Еще одно симпатичное рассеянное скопление, которое часто пропускается астрофотографами, — M44, скопление Ясли. Это неплотное скопление, расположенное в созвездии Рака, также известно как Улей. Для этого красавца вам понадобится очень широкое поле зрения, поскольку он охватывает примерно семьдесят угловых минут пространства. Для справки, скопление более чем вдвое превышает размер лунного диска. Если скопление не помещается в ваше поле зрения, это не должно вас останавливать, поскольку даже относительно небольшие участки скопления на снимках выглядят интересно. Для этого скопления вам не понадобятся экстремально длинные выдержки. Достаточно будет порядка двухминутных. Сделайте их так много, как сможете, чтобы поднять отношение сигнал/шум, достаточное для формирования приятного гладкого фона, как на фото Нила Флеминга. Его изображение — результат двадцати четырех минут в светимости, красном, зеленом и синем каналах. Ваше поле зрения будет зависеть от вашего телескопа и камеры. 

 

M44-large.jpg.b21fc6817b98749dc6ee838965

M44. Изображение предоставил Нил Флеминг 

http://www.flemingastrophotography.com/

 

Не так много шаровых скоплений доступно в это время года, но парочку я могу вам рекомендовать. Во-первых, NGC 2298, расположенное в Корме. Низкая звездная величина 9,3 может навести на мысль о трудном объекте. Однако его блеск распределен по относительно небольшому пространству, так что всё не так сложно, как можно было бы подумать. У меня нет для вас эталонного изображения, но вы можете найти их в сети. Возможно, именно вы создадите следующую великолепную версию этого маленького шаровика. Я рекомендую для этого объекта максимально длинные выдержки из доступных вам, поскольку объект довольно маленький и разрешить его не так просто. И экспозиций понадобится столько, сколько позволяет ваше время. Придется снимать как минимум 60 минут данных в каждом канале, используя выдержки от 2 до 5 минут, если ваше оборудование поддерживает такую длительность экспозиции без ведения. Если есть возможность обеспечить больше часа в каждом канале, будет еще лучше. 

 

У меня есть для вас еще один шаровик — M3, расположенный в Гончих Псах. Он и ярче, и больше NCG 2298, так что обнаружить его будет проще. Однако это всё-таки шаровое скопление, так что понадобится значительное время экспонирования, чтобы собрать достаточно данных и создать изображение, подобное тому, что получилось у Джима Мисти. Джим использовал для него 32-дюймовый телескоп и всего 27 минут совокупной экспозиции с шагом в 1 минуту. Однако если у вас нет настолько крупного телескопа, понадобятся значительно более длинные выдержки и большее их число. Ориентируйтесь на 5-минутную экспозицию и как минимум час по светимости и по полчаса в каждом цветовом канале (соответственно характеристикам вашей камеры, конечно). Удвоив полное время, вы увеличите шансы получить великолепное изображение этого изумительного шарового скопления. 

 

m3.jpg.8b61abf3d55645325579c25d729f5419.

M3. Снимок предоставил Джим Мисти 

http://www.mistisoftware.com/astronomy/index.htm

 

Сезон туманностей окончательно сходит на нет для меня и всех тех, кто может  фотографировать лишь восточную часть неба. Все туманности, предложенные в прошлый раз, по-прежнему доступны, но только на западном небе. И всё же есть несколько довольно симпатичных туманностей, которые только и ждут, чтобы их поймали перед завершением сезона. Я могу рекомендовать две из них. Первая — NGC 1435, туманность Меропы, названная по имени яркой звезды Меропы, которая является источником энергии, возбуждающей газ в этой области. Это часть Плеяд, M45. Большинство из нас не обладает достаточно широким полем зрения, чтобы захватить туманность M45 целиком, и снимает ее часть. Она крупная, яркая, и ее легко найти. Вам не понадобится много времени для этого изображения. Сложность будет в том, чтобы справиться с отражениями, созданными Меропой. 

 

Я сделал эту версию, используя всего по полчаса данных в светимости, красном, зеленом и синем каналах с 1-минутным шагом. В отличие от большинства версий этого объекта моя акцентирована не на центре туманности. Я подумал, что изображение приобретет некую интригу, если большая часть туманности будет смещена к границе изображения. Меропа здесь у правого нижнего края. 

 

M45.jpeg.1785d67320f85926c7955bcd2e51f18

Мессье 45. Изображение Дэйва Снэя 

http://webpages.charter.net/dsnay/astro/

 

Еще одна отличная туманность, за которую можно взяться, это NGC 1499, туманность Калифорния. Пока у вас не будет гигантского поля зрения — скажем, при использовании объектива фотокамеры вместо телескопа — втиснуть объект целиком в одно изображение не получится. Версия, показанная здесь (спасибо Бобу Фере)  является результатом 10 часов экспозиции с использованием фильтра Hα, поскольку туманность довольно сильно излучает на этой линии. Фильтр Hα не обязателен, но если он у вас есть, самое время его использовать. Все экспозиции были длиннее 20 минут каждая, что говорит о том, насколько тускл этот объект. Его очень трудно различить визуально, и потребуется по крайней мере 5 минут экспозиции, чтобы показать хоть какие-то реальные детали. 

 

ngc1499.thumb.jpg.ea866be1505d906fa2b523

NGC 1499. Изображение предоставил Боб Фера

www.feraphotography.com

 

Удивительно, как быстро сменяются сезоны! Вот уже стремительно приближается сезон галактик, и у меня есть несколько рекомендаций для затравки. Во-первых, трио Льва, состоящее из M65, M66 и NGC 3628. Приведенное здесь фото потребовало всего 2½ часа данных с одним часом по светимости и по ½ часа в красном, зеленом и синем каналах. Поскольку я использовал свою DSI, в итоге я немного уменьшил красный, чтобы сбалансировать цвета. Для этой группы я использовал двухминутные выдержки и думаю, что получилось вполне неплохо. Используя более длинные выдержки, вы сможете вытащить больше деталей в галактиках и больше цвета в звездном поле. Некоторые звезды в этом поле довольно стары, так что их свет имеет красноватый и/или розоватый оттенок. 

 

trio.jpeg.6e32f1ad2eb031b6f32e894ecf38ca

Трио Льва. Изображение Дэйва Снэя 
http://webpages.charter.net/dsnay/astro/

 

Иллюстрацию для нашей следующей галактической рекомендации, NGC 4565, предоставил Фрэнк Барнс. Фрэнк использовал очень много пятнадцатиминутных выдержек и 10-дюймовый телескоп, чтобы выявить продемонстрированные здесь детали. Для нас это изрядная проблема, но если вы терпеливы и настойчивы, то сможете приблизиться к такому результату. NGC 4565 является сногсшибательным примером спиральной галактики, видимой с ребра. Центральный балдж выглядит так, будто в центре галактики есть источник неприкрытого света, а пылевая полоса очень сложная по строению. Несмотря на то что я включил это изображение в группу объектов для начинающих, думаю, что оно вызовет определенные проблемы на этапе обработки — при условии, что вы собрали достаточно много данных. Я рекомендую как минимум несколько часов по светимости и стремиться к часу времени в красном, зеленом и синем цветовом канале. 

 

NGC4565.jpg.e8a1e59fd83acc851a6118c6e9b7

NGC 4565. Изображение Фрэнка Барнса 

http://www.skyimager.com/

 

Обязательно проверьте таблицу в конце статьи, в которой приведено больше галактических рекомендаций. Они вполне достойны фотографирования. Некоторые из них известны, другие относительно малознакомы. Если повезет, все они подарят вам интересный вид. 

 

Сложные объекты 

Предлагаю перейти к более сложным объектам. Приступим? Что касается шаровых скоплений, для наших целей в данный период времени подойдут лишь немногие из них, но одно вы должны попробовать — M53, расположенное в Волосах Вероники. Для шаровика оно довольно яркое, но чтобы получить нечто похожее на прекрасный образец Джима Мисти, продемонстрированный здесь, вам всё равно потребуется изрядное количество данных. Скопление относительно плотное, так что понадобятся длинные выдержки, чтобы собрать достаточно данных для разрешения на отдельные звезды. Я рекомендую использовать 5-минутные выдержки и выше, если ваше оборудование это позволяет, и по возможности стремиться к 1 ч данных в каждом канале (светимости, в красном, зеленом и синем (LRGB)). Для контроля ядра может понадобиться несколько более коротких выдержек, но я сомневаюсь в этом. Джим использовал при создании фото свой гигантский 32-дюймовый телескоп, так что планка для вас установлена довольно высоко. 

 

m53.jpg.4cbf400bbc28ddf2573aa633576d6f86

M53. Снимок предоставил Джим Мисти 

http://www.mistisoftware.com/astronomy/index.htm

 

Есть и другие шаровики, подходящие для фотографирования. Просто сейчас у меня нет подходящих примеров, которыми можно было бы поделиться с вами. Вы можете попробовать NGC 5053 и NGC 5466. Оба они тусклее и меньше M53, поэтому чтобы сделать хорошие изображения этих объектов, понадобится значительно большее время экспонирования. Если у вас телескоп от двенадцати дюймов и выше, то вы сможете и увеличить объект, и накопить достаточно света для разрешения ядра на отдельные звезды. И снова понадобится довольно много длинных выдержек, чтобы выявить детали. Для вышеупомянутых телескопов я предлагаю выдержки от пяти до десяти минут и в целом как минимум один час времени в каждом канале. Если вы снимаете цветной камерой, придется расширить выдержку, чтобы скомпенсировать потерю чувствительности, вызванную добавлением матрицы Байера в этой камере. Лучший способ определить, насколько увеличить выдержку,  — эксперимент, но я думаю, что для записи такого же объема данных, как на монохромной камере, снимать придется на на пятнадцать-двадцать процентов дольше. 

 

ic2177.jpg.87aadd76991eb855e93b98d3cd8a4

Ван ден Берг 93 / IC 2177. Снимок предоставил Джим Мисти http://www.mistisoftware.comastronomy/index.htm

 

Как я упоминал выше, из-за ограниченного обзора сезон туманностей для меня окончен. Однако если вам доступен более широкий вид, можете поработать с великолепными объектами. Например, Ван ден Берг 93 в Единороге — очень интересная комбинация темной и яркой туманностей. Она тусклая и маленькая, при блеске 13,5 охватывает всего 2,2×0,5 угловой минуты. Джим Мисти опять обеспечил нас великолепным изображением. Он использовал девяносто минут по светимости и по двадцать пять минут в каждом из цветовых каналов. Но не забывайте, что у него 32-дюймовый телескоп RCOS, который забирает огромное количество света и дает гигантское увеличение, так что вам, вероятно, придется увеличить эти числа. 

 

2392.png.482e13974c906d46f8ae1613bb5ef39

NGC 2392 – туманность Эскимос. Изображение предоставил Джей Баллауэр 

http://www.allaboutastro.com

 

Джей Баллауэр предоставил нам образец туманности Эскимос, также известной как NGC 2392. Джей использовал рефлектор 12,5", чтобы собрать свет, который требуется для данного объекта. Благодаря размеру и фокусному расстоянию своего телескопа он смог создать это изображение с использованием лишь полутора часов общего времени экспонирования. Если ваш телескоп меньше, как у большинства из нас, придется значительно увеличить выдержку. Можете рассчитать, насколько именно, по разнице в пропускной способности вашего телескопа по сравнению с телескопом Джея. Например, общая площадь телескопа с диаметром 12,5" около 123 квадратных дюймов. Если предположить, что вторичное зеркало порядка 3" в поперечнике (я понятия не имею, насколько точно это соответствует действительности), то после вычитания 28 из общей площади получаем 95 квадратных дюймов, собирающих свет. Общая площадь моего 3-дюймового телескопа всего 7 квадратных дюймов. Это означает, что Джей захватывает примерно в 13 раз больше света, чем я за то же время! Так что если Джею понадобилось полтора часа, мне с моим небольшим рефрактором потребуется почти 20, чтобы собрать тот же объем света! 

 

ngc2261.jpg.defd6757a43cb5c86ca11c095f80

NGC 2261. Снимок предоставил Джим Мисти 

http://www.mistisoftware.com/astronomy/index.htm

 

Наша последняя туманность — NGC 2261, также известная как Переменная туманность Хаббла, поскольку ее вид может значительно измениться за неделю. Это довольно тусклый объект, со звездной величиной 12,0. Конечно, это значение меняется со временем, так что никогда не знаешь, что найдешь. Принимая во внимание очень небольшой размер этой туманности, вам понадобится и крупная апертура, и немалое увеличение, чтобы хотя бы приблизиться к успеху Джима Мисти (в этом выпуске я прямо-таки вцепился в Джима, да?). Джим использовал примерно 20 минут экспонирования в каждом канале, применяя всего 1-минутные выдержки. Я постоянно твержу об этом, но не забывайте, что Джим использует намного больший телескоп, чем есть в распоряжении большинства из нас. Если диаметр вашего телескопа меньше 12", вам придется немало потрудиться, чтобы сделать распознаваемое изображение. Даже с 12 дюймами, скорее всего, придется использовать как минимум 5-минутные выдержки и в районе 2 часов на каждый канал. И даже тогда может оказаться, что нужно больше данных. Удачи вам, мальчики и девочки! 

 

Интересно, делал ли кто-нибудь анимацию, показывающую изменение этого объекта в течение сезона или двух. Это был бы замечательный долгосрочный проект для человека с хорошим большим телескопом и под темным небом. 

 

Сезон галактик наступает быстро! Мне нравится снимать галактики почти так же, как работать со скоплениями звезд. Не могу похвастаться большими успехами, но я работаю над этим. Обнаружилось, что сбор достаточного количества данных занимает намного больше времени, чем для любого другого объекта, а обработка намного более тонкая. Вот вам несколько красоток в качестве проверки на выносливость. 

 

M108.jpg.006ba78d2670ce6c9cc633672cb9e01

M 108. Изображение Фрэнка Барнса 

http://www.skyimager.com/

 

Первый пример — M108. Фрэнк Барнс проделал огромную работу по сбору и обработке данных, чтобы мы могли использовать эту галактику в качестве модели. Вряд ли это было его целью, но, так или иначе, она здесь. Фрэнк собрал 4 часа данных по светимости с шагом в 10 мин, чтобы обеспечить продемонстрированную здесь детализацию. Также он использовал чуть больше 2 часов данных для цвета. Всё это на 16-дюймовом телескопе, так что если у вас нет такого монстра, потребуется гораздо больше времени. Для телескопа типа моего восьмидюймового SCT я рекомендую как минимум удвоить время с такой же длиной выдержки. Получается, что требуются пугающие 20 часов ясного неба и немалое упорство, чтобы каждую ночь правильно выставлять телескоп перед началом сбора данных. 

 

m106.thumb.jpg.566758709fccc1ea30e64d8ae

M 106. Изображение предоставил Джей Баллауэр 

http://www.allaboutastro.com

 

Следующий пример — M106 от Джея Баллауэра. Это изображение составлено из 4 с половиной часов данных, 3 часа из которых приходится на светимость, а оставшиеся поровну на красный, зеленый и синий наборы данных. M106 — хороший пример спиральной галактики, которая расположена к нам и не фронтально, и не ребром, а где-то между. Это порождает реальные трудности в обработке при попытке выявить детали на поверхности галактики. Помните, что дальняя сторона не должна быть такой же, как ближняя. Она должна выглядеть чуть тусклее и мягче. Джей проделал хорошую работу и не переусердствовал в обработке, поэтому галактика не выглядит сплющенной с нашей точки зрения. Вы несомненно видите еще две маленькие галактики на этом изображении, но присмотревшись, сможете различить и более тусклые на заднем плане. Это еще один признак аккуратности Джея в процессе обработки. 

 

Последний галактический пример, который я вам предлагаю, это взаимодействующая

пара NGC 4038 и NGC 4039. И снова я обращаюсь за изображением к Джиму Мисти. Для этого прекрасного образца Джим использовал всего сорок пять минут на светимость и по пятнадцать на красные, зеленые и синие данные. Однако в его распоряжении был 32-дюймовый телескоп Ричи-Кретьена и невероятно темное небо. У кого-то из вас есть такое оборудование? Если да, то мои советы вам не нужны.

 

По вполне понятной причине эта пара известна и как Антенны. Объект будет трудным по нескольким причинам. Он расположен довольно низко над горизонтом для всех, кто проживает выше линии Мэйсона-Диксона (примерно 40-я параллель северной широты. - Прим. пер.). Поскольку пара относительно тусклая и довольно маленькая, вам потребуется высокое увеличение и большое время экспонирования. Допустим, вы смогли собрать достаточно данных. Нужно еще быть очень аккуратным в обработке изображения, чтобы выявить детали без применения обработки, вызывающей фоновый шум. 

 

ngc4038.jpg.16e251dd36a4d74dc453543a3a00

NGC 4038/NGC 4039. Изображение Джима Мисти http://www.mistisoftware.com/astronomy/index.htm

 

Если вы справились с Антеннами, попробуйте еще одну пару взаимодействующих галактик. NGC 4676A и NGC 4676B расположены в созвездии Волосы Вероники и также известны под названием Мышки. Они намного тусклее и меньше Антенн, так что вам потребуется еще более высокое увеличение и намного большее время экспонирования. Я нашел в сети не слишком много примеров этой пары, так что если вы добьетесь успеха, можете пополнить онлайн-библиотеку. 

 

Вы наверняка заметили, что для всех примеров, которые я представляю, используется широкий диапазон соотношений красного, зеленого и синего. Это результат как минимум двух факторов. Во-первых, объект может значительно отличаться от других и требовать большей или меньшей выдержки в одном цветовом канале, чтобы изображение получилось сбалансированным. Во-вторых, и я считаю это наиболее частой причиной, у разных камер, используемых для сбора данных, разная чувствительность. Например, одна из моих камер очень чувствительна к синему и требует лишь около 75% выдержки, которая нужна в красном или зеленом канале. При этом другая, которой я сейчас пользуюсь, чрезвычайно чувствительна к зеленому, и с зеленым фильтром требуется всего 50% той длительности экспозиции, которую я применяю с красным и синим фильтрами. Поэтому соотношения, которые я указываю для приведенных примеров, не являются строгими. Рекомендую вам собрать одинаковое количество данных в каждом канале, а затем подгонять их относительные веса, пока не получится то, что вам нравится. Если применяемое вами программное обеспечение поддерживает гистограммы, можно воспользоваться ими, чтобы понять, насколько сбалансированы каналы. Сделайте это один раз, и сможете определить требуемые коэффициенты вашей камеры.

 

Итак, мы добрались до конца еще одной статьи. Надеюсь, советы и изображения, которыми я поделился с вами, доставили вам удовольствие. И я искренне верю, что вы возьметесь запечатлеть некоторые из объектов, представленных здесь или в прикрепленном списке. 

Новичкам должен быть по силам любой объект из первой части. Если вы в деле уже давно, то, возможно, найдете во второй части то, с чем еще не знакомы, и сделаете пару снимков.

 

В следующие два месяца погода будет всё теплее. Вам будет комфортнее с оборудованием. Однако если ваши окрестности похожи на мои, будьте бдительны насчет пушистых визитеров. Мне приходится постоянно быть настороже со скунсами и койотами. 

 

Как обычно, хотелось бы видеть ваши результаты в комментариях к статье или в личном блоге. 

 

Дэвид Снэй — бывший разработчик программного обеспечения, живущий в центральном Массачусетсе. Он окончил Вустерский политехнический институт и больше 10 лет был астрономом и астрофотографом. В настоящее время Дэйв посвятил себя художественной фотографии, специализируясь на черно-белых снимках.
http://webpages.charter.net/dsnay/astro

 

Лист объектов

foto5_feb_march.pdf


1 пользователю понравилось это

Рекомендуем:

Потеют окуляры?
map2Грелки на окуляры R-Sky - лучшее решение проблемы запотевания и замерзания окуляров. Узнать подробнее...
Астрономический Капюшон
map2Новинка! Астрономический Капюшон для наблюдений - взгляни по новому на старых знакомых!
Узнать подробнее...


Отзывы пользователей


Нет комментариев для отображения



Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас